Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

«Гений это тот, кто обрадовал человечество…». К 150-летию Леонида Собинова

07.06.2022

7 июня 2022 года исполняется 150 лет со дня рождения гениального русского певца Леонида Витальевича Собинова (1872 – 1934). Его имя навсегда запечатлелось в истории музыки как яркий пример лирического тенора. Собинов был солистом Императорских театров, театра Ла Скала, директором Большого театра, имел звание Народного артиста Российской Республики (1923). Выступления Леонида Собинова были огромным событием в культурной жизни России и европейских стран. Отзвук этой грандиозной славы ощутим до сих пор. Л.В. Собинов входит в плеяду блестящих деятелей мировой культуры.

«Если б я не увидел и не услышал Собинова, я бы никогда, может быть, не поверил, что вокальными чарами можно создать художественный образ, неизгладимый в нашей памяти», – писал театральный критик Н. Н. Евреинов.

Собинов долго колебался в выборе профессии, в которой он мог бы принести наибольшую пользу людям: разрывался между ипостасью защитника и певца. Стремление к улучшению окружающего мира подвигло его стать адвокатом, он получил блестящее юридическое образование, вел практику. В одной из бесед с пианисткой М.С. Неменовой-Лунц Собинов сказал: «Гений это тот, кто обрадовал человечество».

«Голосом можно многого добиться, тембром, динамическими оттенками; задача в том, чтоб напитать этот голос тем или иным чувством, той или иной эмоцией», – рассказывал Собинов в личной беседе. Он создал свою манеру исполнения, выработал свой особенный стиль.

Историческая заслуга Леонида Собинова в том, что в своем творчестве он сумел соединить различные школы пения, и прежде всего итальянскую школу бельканто, с традициями русского реалистического искусства и, благодаря этому, поднять вокальное искусство на небывалую высоту.

Искусство Собинова явило западному зрителю качественно новый подход к оперному спектаклю, как синтезу музыки, пения и театрального действия. На русской оперной сцене Леонид Собинов создал образы, которые до сих пор являются эталоном для исполнителей: образ Ленского в опере Петра Чайковского "Евгений Онегин", Лоэнгрина в опере Рихарда Вагнера "Лоэнгрин", Вертера – в опере Жюля Массне "Вертер", Ромео – в опере Шарля Гуно "Ромео и Джульетта".

Собинов говорил: «Я всегда старался держаться музыкальной основы, искать средств правдивого выражения в музыкальном тексте, в музыкальных интонациях, в музыкальном языке каждого композитора».

Отвечая журналу «Театр» в  1907 году о своей любимой роли, Л.В. Собинов признавался: «Моя любимая партия Ленский – это сама лирика, отсюда и мое увлечение им. В партии Ленского я имел первый успех, публика поняла и оценила меня, и это еще теснее привязало меня к дивной опере Чайковского».

Исключительно тщательное, вдумчивое, серьезное отношение Собинова к созданию сценических образов – довольно редкое явление среди оперных певцов. Собинов-Ленский – образ не только непревзойденный, но мы не знаем даже более или менее удачное приближение к нему.

Энергичность и такие качества личности, как готовность сострадать и желание помочь людям, проявлялись на всем жизненном пути Леонида Собинова. Многие отмечали его удивительные организаторские способности. В начале Первой мировой войны он основал госпиталь для раненых. А в марте 1917 года коллектив Большого театра избрал Л.В. Собинова управляющим. Должность управляющего вскоре переименовали, и Собинов стал комиссаром Большого театра и театрального училища. За комиссаром сохранялись все права директора.

Имя Л.В. Собинова в артистической среде всегда было порукой в том, что дело, в котором участвует он - нужное, общеполезное. Он не позволял себе замыкаться на личных и семейных трагедиях. Высокое чувство долга и сознание ответственности перед людьми, большой такт и умение разбираться в сложных вопросах правовых отношений – дополнительные грани гениальности Л.В. Собинова.