1 июня исполняется 220 лет со дня рождения Михаила Ивановича Глинки.
Его значение как первого русского композитора-классика неоспоримо. Несмотря на то, что предшественники Глинки использовали в музыкальных произведениях национальные сюжеты и народные мелодии, а на сцене театров шли русские водевили и комические оперы с разговорными диалогами, Михаил Иванович первым смог выразить в своей музыке национальный дух. Он не только мыслил, но слышал и писал по-русски.
По словам критика Владимира Стасова, Глинка для русской музыки стал тем, кем Пушкин стал для русской литературы: оба создали новый русский язык, каждый – в своей сфере искусства.
Парадоксально, что первыми музыкальными учителями Михаила Глинки были иностранцы – немцы Майер и Ден, а сам композитор перенимал особенности общеевропейского музыкального мышления во время своих длительных путешествий по Италии, Франции, Германии и Испании. Однако Глинку с детства окружала атмосфера русского патриархального быта, царившего в родном имении Новоспасское, звучание церковных колоколов и крестьянских песен, красота русской природы.
Михаил Иванович – достойный представитель дворянского рода. Его предки, начиная с XVII века, служили России на военной и гражданской службе. Среди них были крупные чиновники, профессора, министры, судьи, писатели.
Молодые годы композитора протекали в атмосфере петербургских музыкальных салонов братьев Михаила и Матвея Виельгорских, Владимира Одоевского, Алексея Львова. Подобно многим музыкантам из его непосредственного окружения, Глинка считался дилетантом, но в отличном от современного понимании этого слова. Дилетантами в начале XIX века называли любителей, выступавших с концертами или сочинявших музыку не ради заработка, а по призванию. Именно в музыкальных салонах зародились идеи двух произведений Глинки – героико-исторической оперы «Жизнь за царя» и сказочно-фантастической оперы «Руслан и Людмила», создание которых позволило говорить об их авторе как о профессионале. Два его шедевра, ставшие высшим выражением национального духа, определили пути развития русского оперного искусства на протяжении всего XIX столетия. Они и поныне не сходят со сцен.
Творческое наследие Глинки собрал его друг Василий Энгельгардт и передал в Публичную библиотеку Санкт-Петербурга (ныне Российская государственная библиотека). Архив Михаила Ивановича в Российском национальном музее музыки (фонд 49) содержит всего несколько музыкальных автографов композитора, а также фотокопии материалов петербургских архивов, мемориальные вещи из имения Новоспасское. Бесспорным раритетом является автограф старинной цыганской песни «Ах, когда б я прежде знала» (с пометой Глинки на титульном листе «петой знаменитой Стешкой»), датированный 21 января 1855 года. М.И. Глинка подарил своё сочинение Дарье Леоновой, самой талантливой своей ученице и единственной, ставшей профессиональной певицей; под его руководством Леонова подготовила партию Вани в опере «Жизнь за царя» в постановке Мариинского театра, в которой дебютировала в 1850 году. В фонде хранится аналогичный экземпляр песни, который Глинка подарил своей ученице Ольге Лыкошиной.
В 1946 году в фонде Михаила Глинки появился еще один музыкальный автограф композитора – восемь начальных тактов оркестровой интродукции романса «Молитва» для голоса, хора и оркестра. Его передал в дар музею певец Назарий Григорьевич Райский, артист оперы Зимина, позднее концертирующий певец и педагог, профессор Московской консерватории.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).