5 марта 1685 года родился один из крупнейших композиторов в истории музыкального искусства Георг Фридрих Гендель. Ровесник и соотечественник Иоганна Себастьяна Баха, Гендель оставил грандиозное музыкальное наследие и снискал славу выдающегося композитора своего времени.
Музыкальный талант Генделя проявился очень рано и поразил самого курфюрста города Галле герцога Саксонского. Изумлённый герцог, услышав в соборе игру ребёнка на органе, настоятельно рекомендовал отцу мальчика позаботиться о музыкальном образовании сына и подарил старшему Генделю крупную сумму денег. Георг начал брать уроки у органиста местного собора Фридриха Вильгельма Цахау, ставшего первым и единственным учителем Генделя. Орган собора Пресвятой Богородицы, на котором занимался будущий композитор с учителем, и поныне возвышается на площади Галле. Под руководством Цахау будущий композитор освоил контрапункт и полифонический стиль, изучил все его исторические разновидности, научился придавать своим музыкальным идеям наиболее совершенную форму. К 11 годам Георг свободно владел игрой на органе и клавесине, хорошо играл на скрипке и гобое, сочинил первые произведения.
Выполняя волю отца, 17-летний Гендель поступает в университет Галле для изучения юриспруденции и одновременно становится церковным органистом в городском соборе, следуя истинному предназначению.
Как и Бах, Гендель сложился как музыкант в Германии, был воспитан в немецких традициях полифонии, хорового письма, органной и клавирной музыки. Однако, в отличие от великого современника, никогда не покидавшего пределы родины, композитор объездил всю Европу. Весной 1703 года Гендель переехал в Гамбург – на родину немецкой оперы с единственным в Германии оперным театром, где создал первую оперу «Альмира» (1705), имевшую успех у зрителей. В следующем 1706 году начинается новый – итальянский период композитора, достаточно продуктивный для Генделя. Он сформировал собственный музыкальный стиль и выработал феноменальную технику, помогающую с поразительной быстротой излагать и развивать музыкальные идеи. Здесь, в Италии, он познакомился с великими итальянскими музыкантами Арканджело Корелли и Алессандро Скарлатти, написал две оперы, кантаты, ораторию. В 1710 году в Венеции состоялась премьера оперы «Агриппина», которая считается лучшей оперой композитора. Она имела ошеломительный успех и у зрителей. Гендель становится знаменитым мастером оперного стиля, получает заказы на сочинение музыки от дворов итальянских аристократов.
В 1711 году в Лондоне с триумфом прошла премьера ещё одной итальянской оперы для английской сцены – «Ринальдо», прославившей Генделя. Начался новый этап жизни – музыкант перебрался в Англию и стал частью элиты английского общества XVIII века, придворным композитором короля, в конце своих дней достигнув громкой славы национального композитора Англии.
Георг Фридрих Гендель сочинял оперную, камерную и инструментальную музыку – свыше 40 опер, 32 оратории, множество церковных хоралов, органных концертов, кантат. Он преобразовал ораторию, создав новый тип монументального вокально-оркестрового произведения, в качестве сюжетов нередко используя тексты Ветхого и Нового Заветов: «Израиль в Египте», «Саул», «Самсон», «Иуда Маккавей». Самое знаменитое сочинение композитора и настоящий подарок музыкальному миру – монументальная оратория «Мессия» (1741). Написанная Генделем менее чем за месяц она стала одним из самых известных произведений классической музыки, традиционно исполняется под Рождество.
Великий мастер, оказавший огромное влияние на последующих композиторов, включая Моцарта, Бетховена и Вагнера, сказал однажды о своей музыке: «Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие. Моя цель – делать их лучше».
Музей музыки хранит в фондах гравюры и литографии с изображением великого композитора; фотографии мест, связанных с его деятельностью; многочисленные грампластинки с записями произведений; сотни афиш и программ симфонических и камерных концертов; вечеров отечественных и зарубежных музыкантов, исполняющих произведения Генделя. Среди них – одни из самых ранних – программа концерта духовной музыки в Санкт-Петербуге 1831 г., программы Русского музыкального общества и программа Концертного общества в зале Придворной певческой капеллы 1856 г. В фондах печатных источников – многочисленные ноты с произведениями композитора. В личных архивных фондах – рукописные переложения для голоса с фортепиано (Н. Райского), трубы (Г. Орвида), инструментовки (Е. Евсеева), литературные рукописи советских музыковедов о композиторе (в том числе неизданные).
Е.Л. Харлова
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).