Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Гигант оперы. К 130-летию выдающегося советского певца Марка Рейзена

03.07.2025

Марк Осипович Рейзен родился 3 июля (21 июня по старому стилю) 1895 года в селе Зайцево под Донецком. В доме любили музыку, артист вспоминал о детских годах: «Вообще в доме у нас музыку любили все. Рояля, конечно, не было, но всегда находились мандолина, балалайка, гитара, гармонь. На этих инструментах играли все дети, и часто по вечерам из членов семьи составлялся своеобразный музыкальный ансамбль. Запевала мать, ей подтягивал отец, и мы, дети, старались не отстать от них».

В юности Марк Рейзен полюбил театральное искусство и, готовясь к экзаменам в гимназии, устроился на летние месяцы статистом в театральную труппу в Луганске, где жил в то время. А вскоре на долю артиста выпало участие в Первой мировой войне, где он был неоднократно ранен и награждён двумя Георгиевскими крестами. В армии же будущий оперный солист начал публичные выступления, исполняя солдатские и народные песни.

Его формирование как профессионального вокалиста пошло не по традиционному пути – взращивания таланта в руках опытного педагога, получения музыкального образования в учебном заведении… В нём многое было от самородка: Марк Осипович обладал природной постановкой голоса, широким диапазоном, артистизмом и музыкальным чутьём. Всё это позволило ему постепенно развивать врождённое дарование. В Харькове в 1917–1918 годах, после демобилизации, в течение одного учебного года Рейзену удалось поучиться в консерватории у итальянского педагога Федерико Бугамелли, но на этом профессиональное образование молодого вокалиста закончилось. В дальнейшем репертуар и тонкости вокального искусства певец осваивал в основном самостоятельно, пользуясь советами и поддержкой опытных коллег и дирижёров.

С 1921 года Марк Рейзен пел в харьковской опере – его первой ролью стал Пимен в «Борисе Годунове» М.П. Мусоргского. В 1925 году Рейзен стал солистом ленинградского Государственного театра оперы и балета, создавая выразительные сценические образы в то время, когда публика Северной столицы ещё хорошо помнила выступления Фёдора Ивановича Шаляпина. Вскоре получивший признание бас начал выступать в качестве гастролёра в Москве, и в 1930 году, по прямому указанию И.В. Сталина (и без учёта желания певца), Марк Осипович был переведён в Большой театр СССР, в котором служил до 1954 года. В годы Великой Отечественной войны певец выступал на фронтах перед солдатами.

Марк Рейзен давал много концертов, с успехом исполняя как классические романсы и народные песни, так и современные сочинения советских композиторов-песенников. Своё мастерство Рейзен со временем стал передавать и молодым вокалистам: он преподавал в Институте им. Гнесиных и Московской консерватории, где с 1967 года был профессором.

С 1929 года советский бас неоднократно гастролировал за рубежом. Во время поездки в Париж Рейзену посчастливилось присутствовать в качестве слушателя на концерте Сергея Васильевича Рахманинова и познакомиться с великим соотечественником, а в Лондоне – посетить Анну Павлову и получить от неё приглашение на один из спектаклей.

Даже в преклонном возрасте Марк Осипович сумел сохранить вокальную форму – выступал с концертами, записывал грампластинки. На своё 90-летие народный артист СССР последний раз вышел на сцену Большого театра, исполнив партию Гремина в опере «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Рейзену была уготована долгая жизнь – 97 лет. Почти шесть десятилетий Марк Осипович прожил в доме артистов Большого театра в Брюсовом переулке, в окружении корифеев ГАБТ СССР.

Марк Рейзен обладал яркой театральной внешностью, могучим и выразительным голосом, безупречной дикцией. На всех фотографиях он выделяется гигантским ростом, неповторимой статью. Его исполнение отличало особое сценическое и вокальное благородство, глубокое понимание и убедительная актёрская проработка создаваемых образов.

В фондах Российского национального музея музыки хранятся акварельный портрет Марка Рейзена в роли Досифея из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского (художник Павел Скотарь), нотное издание произведений из репертуара певца, телеграммы и письма, многочисленные афиши и программы выступлений Марка Осиповича на оперной сцене и на концертах (Москва, Ленинград, Тбилиси, Бухарест), фотографии в сценических образах, во время выступлений и в повседневной жизни, книги и статьи, посвящённые творчеству Рейзена, грампластинки с записями артиста.

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.