Сегодня понятие «Гнесинка» связано с одним из ведущих вузов страны. Но родилось оно благодаря человеку, который отдал всю свою жизнь главной цели – созданию, служению и развитию отечественного музыкального образования.
Елена Фабиановна Гнесина (1872–1967) прожила долгую, напряженную, активную и красивую жизнь, став уникальным явлением в российской музыкальной педагогике.
Она родилась в Ростове-на-Дону, училась в Московской консерватории у Эдуарда Леопольдовича Лангера, а на старших курсах – у выдающегося пианиста и педагога Василия Ильича Сафонова, закончила консерваторский курс у Ферруччо Бузони. Соученики Гнесиной по консерватории – А. Скрябин, С. Рахманинов, Н. Метнер, Р. Глиэр, А. Гольденвейзер, Е. Бекман-Щербина.
Елена Фабиановна была одаренной пианисткой и даже пробовала себя в композиторских опусах (написала несколько фортепианных сборников пьес). Окончив в 1893 г. консерваторию с серебряной медалью, Гнесина в первые годы концертировала как солистка, ансамблистка и аккомпаниатор (выступала с Леонидом Собиновым), участвовала в популярных благотворительных концертах в пользу студентов университета, школ слепых детей, в музыкальных собраниях «Кружка любителей русской музыки» и др. Но, вероятно, впитав дух просветительства от своих предшественников и наставников Н.Г. Рубинштейна и В.И. Сафонова, Елена Гнесина видела призвание в музыкальном просветительстве. Начав преподавательскую деятельность еще в 17 лет (в гимназии Арсеньевых), она задалась целью создать своё, семейное учебное заведение. Вскоре её мечта осуществилась: в 1895 г. открылось «Училище сестер Е. и М. Гнесиных», в котором студентов обучали сёстры Евгения, Елена, Мария и Елизавета. Позднее к ним присоединился брат Михаил. В музыкальном вузе преподавались: фортепиано, скрипка, сольфеджио, теоретические дисциплины, хор и камерный ансамбль. Руководящая роль принадлежала старшим сестрам Гнесиным – Евгении и Елене. Последняя отличалась волевым и решительным характером, обладала смелостью мысли, прямотой и неподкупной честностью, умением энергично решать задачи. Главным для неё была преданность делу и любовь к людям.
«Знать – это значит уметь», – часто повторяла Елена Фабиановна. Она упорно боролась за создание у своих воспитанников прочного профессионального фундамента музыкальных знаний, в основе которых лежало творчество великих русских музыкантов – Н.Г. Рубинштейна, В.И. Сафонова, Н.А. Римского-Корсакова, Т.И. Танеева, П.И. Чайковского.
Школа Гнесиных сразу приобрела широкое признание и авторитет, привлекала демократичностью.
«Для каждого из нас, гнесинцев той поры, – вспоминал один из учеников Гнесиной композитор Тихон Николаевич Хренников – годы учения овеяны самыми светлыми воспоминаниями. Мы были не просто учащимися, но и членами одной дружной семьи, которых роднила беспредельная любовь к музыке, искусству. Каждый молодой музыкант был окружен здесь исключительной заботой и вниманием, рос в атмосфере теплоты и сердечности. Для Елены Фабиановны и ее соратников существовал единственный критерий в отношении к ученикам – талант и усердие воспитанников. Строгая и требовательная, Елена Фабиановна была в курсе всего и умела вовремя прийти на помощь каждому, поддержать в случае неудачи, вселить веру в собственные силы. Ей была свойственна исключительная прямота: она всегда высказывала свое мнение откровенно, без оговорок, не считаясь с чьим-то высоким положением или авторитетом. В то же время Елена Фабиановна была отзывчивым и добрым человеком, и поэтому в трудную минуту к ней шли за советом не только ее питомцы, но и педагоги…. Воспитывали нас не только профессионалами, знающими ремесло, но и людьми, преданными избранной профессии, сознающими свою художническую ответственность перед народом. Все ученики – мои товарищи и сверстники – испытывали глубочайшее уважение к своей строгой наставнице, почитали и любили ее как человека, который становился для них старшим другим на всю жизнь. От нас она требовала только одного – честного и добросовестного труда».
В Гнесинском училище регулярно проводились академические концерты учащихся, на которые приглашались все желающие. Ежегодно 15 февраля широко отмечался День рождения учебного заведения, к которому всегда готовились заранее. Праздник сопровождался концертами и юмористическими представлениями – шарадами, капустниками, пародиями и т.п.
В первые годы существования училище располагалось в квартире сестёр Гнесиных – месте, где музыка звучала постоянно.
Музыковед Маргарита Эдуаровна Риттих писала в своих воспоминаниях: «Со всех сторон слышались голоса певцов, звуки фортепиано, скрипок, духовых, ударных инструментов. Даже на лестничной площадке, у входной двери в квартиру, постоянно кто-то занимался, чаще всего духовики и контрабасисты…». Однако Елена Фабиановна никогда не жаловалась на усталость и загрузку делами. Она обладала неутомимой энергией, вся её жизнь принадлежала музыкальному образованию. Гнесина на первое место ставила интересы своих учебных заведений, их педагогов и учеников. И чем сложнее стояли задачи, чем труднее их было осуществить, тем полнее была удовлетворенность Елены Гнесиной жизнью.
Начав семейное дело в возрасте 23 лет, Елене Фабиановне за 72 года творческой работы удалось создать уникальный образовательный трехступенчатый комплекс (школа-училище-институт), воспитать огромное число выдающихся музыкантов. Среди них – А. Хачатурян, Т. Хренников, Л. Оборин, Е. Светланов, З. Долуханова и мн. др. Так одаренная пианистка, композитор и талантливый педагог стала выдающимся организатором и общественным деятелем, прославившим свою фамилию и русскую музыкальную педагогику.
30 мая 2024 года исполняется 150 лет со дня рождения Елены Гнесиной. В недрах Российской академии музыки имени Гнесиных сохранился уникальный островок истории – Музей-квартира ее основательницы Е.Ф. Гнесиной. Посетив это место, можно глубоко погрузиться в атмосферу жизни и работы выдающейся женщины.
Российский национальный музей музыки также хранит некоторые документы, связанные с деятельностью Е.Ф. Гнесиной, и предлагает ознакомиться с некоторыми из них в приложении к данной публикации.
Ольга КУЗИНА
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).