Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Игорь Стравинский: «Я творец»

17.06.2022

17 июня исполняется 140 лет со дня рождения композитора Игоря Федоровича Стравинского (1882-1971). Уже при жизни он был безоговорочно признан классиком мировой музыкальной культуры. Слава пришла к Игорю Стравинскому после премьеры его балетов на «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная». С его именем и деятельностью связано создание и становление множественности музыкальных стилей, постоянно пересекающихся и подчас трудно поддающихся классификации.

По воздействию творчества Игоря Стравинского на современных музыкантов его ставят в один ряд с Иоганном Себастьяном Бахом. Музыковеды отмечают поразительный универсализм Стравинского, проявляющийся в широте охвата явлений мировой музыкальной культуры, в многообразии творческих исканий, в интенсивности исполнительской деятельности (Стравинский был блестящим пианистом и дирижером), продолжавшейся более 40 лет. Незадолго до окончания своего жизненного пути, отвечая на вопрос журналиста, И. Стравинский сказал: «Смысл моей интеллектуальной жизни – созидание. Я творец».

Для Стравинского характерны смелые эксперименты с музыкальной композицией, мастерство техники и выбор необычных сюжетов произведений. Он вовлекал в свою творческую орбиту ярких самобытных художников. Так, декорации и эскизы костюмов к его балетам создавали Александр Бенуа и Николай Рерих, Леон Бакст и Александр Головин; поучаствовала даже Коко Шанель. Хореографию готовили известные танцовщики Михаил Фокин, Вацлав Нижинский и Джордж Баланчин. Либретто для оперы-оратории «Царь Эдип» писал Жан Кокто.

Игорь Стравинский прожил треть жизни в России и почти 60 лет — в эмиграции. Став фактически «гражданином мира», он живо интересовался музыкальной жизнью далекой родины. В анкетах он писал: «русский-православный». Приняв приглашение посетить СССР, композитор произнес знаменательные слова: «У человека одно место рождения, одна родина — и место рождения является главным фактором его жизни».

Подготовка к визиту заняла больше года. В начале июня 1961 года в Лос-Анжелесе состоялся фестиваль современной музыки, на который была приглашена делегация деятелей советской культуры: Тихон Хренников, Кара Караев, Игорь Безродный, Борис Ярустовский. Тогда и состоялась их первая встреча с композитором Игорем Стравинским, ставшая одним из самых ярких впечатлений советской делегации от американской поездки. Затем последовал обмен телеграммами, письмами, оформление различных документов.

Наконец осенью 1962 года Игорь Стравинский с гастролями приехал в СССР. Его концерты с успехом прошли в Москве и Ленинграде. На них композитор сам дирижировал оркестром. В СССР прозвучали сюиты из оперы «Жар-птица», композиции «Фейерверк» и «Дубинушка». Корреспонденту «Комсомольской правды» в Москве Стравинский сказал: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе».

За три недели своего пребывания в СССР Игорь Стравинский почти непрерывно общался со множеством людей. Одному московскому поэту композитор написал на своей визитной карточке: «Поклон Николаю Михайловичу Варзину и ответ на его вопрос: для меня жизнь после «70» — то же, что моя жизнь до «70» — то есть работа, которой была полна до сих пор вся моя жизнь».

После смерти И. Стравинского его племянница Ксения Юрьевна Стравинская передала в Музей музыкальной культуры некоторые документы, фотографии и мемориальные вещи композитора, бережно сохранявшиеся в ее семье в Ленинграде. В том числе украинский пейзаж, написанный восемнадцатилетним Игорем Стравинским. В своих воспоминаниях Ксения Юрьевна подробно, день за днем, описывала события и впечатления о визите в Советский Союз своего родного дяди, которого она сопровождала все это время.