Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Иоганн Батист Штраус (отец). К 220-летию со дня рождения композитора

14.03.2024

14 марта 2024 года исполняется 220 лет со дня рождения Иоганна Батиста Штрауса (отца) – яркого, харизматичного австрийского музыканта, ставшего первым композитором в династии Штраусов.

Иоганн Штраус родился в 1804 году в Леопольдштадте (предместье Вены) и был третьим ребенком в семье владельца гостиницы Франца Боргиаза Штрауса и его жены Барбары Дольман. В семь лет мальчик потерял мать, жизнь которой унесла лихорадка. Отец женился вновь, но, спустя пять лет, утонул в водах Дуная. Есть версия, что это было самоубийство из-за долгов.  По указанию своего опекуна, мастера-портного Антона Мюллера, Иоганн выучился на книжного переплетчика, но полученная профессия его не интересовала. Юношу влекла музыка, он самостоятельно брал уроки игры на скрипке у театрального скрипача Иоганна Полишански и музицировал в трактирах.

К 20-м годам XIX столетия в Вене в моду вошёл новый танец – вальс. Особой популярностью пользовались вальсы композитора и руководителя оркестром Йозефа Ланнера. В 1823 году он пригласил к себе друга и коллегу Иоганна Штрауса – на тот момент простого, но талантливого трактирного скрипача. Вместе они вошли в число первых музыкантов, посвятивших себя исключительно сочинению и исполнению музыки, которую сегодня назвали бы «популярной», ориентированной на широкую аудиторию и предназначенную исключительно для зрелищности, удовольствия и танцев.

В конце 1820-х – начале 1830-х годов Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус не только привнесли свой собственный индивидуальный стиль исполнения, но и определили характерные черты Венского вальса – вероятно, самого значительного вида танца в истории западной музыки.

В то время как некоторые композиторы, включая Шопена, критиковали творчество Ланнера и Штрауса, другие – Мендельсон, Шуман, Вагнер и особенно Берлиоз – восхваляли.

Поначалу Иоганна Штрауса сравнивали с Йозефом Ланнером, но после четырех лет их совместной работы выяснилось, что друзья стали конкурентами. Иоганн Батист показал себя не только превосходным дирижёром, но и талантливым композитором, что привело к творческой ревности, шумному скандалу и разрыву дружеских отношений. Оба композитора сочиняли вальсы, польки, галопы. Танцующая Вена раскололась на два лагеря: штраусианцев и ланнерианцев.

Иоганн Штраус создал свой собственный оркестр, написал более 250 композиций, в том числе 150 вальсов. Среди них – «Жизнь – это танец» (Das Leben ein Tanz), «Вальс голубок» (Taüberln-Walzer), «Вальс Венской души» (Wiener-Gemüths-Walzer), «Песнь Дуная» (Donau-Lieder), «Демоны» (Mephistos Hollenrufe), «Тальони-вальс» (Taglioni-Walzer), «Вальс Баядерок» (Bajaderen-Walzer), «Электрические искры» (Elektrische Funken), «Избавитель от всех забот» (SorgenBrecher), Венский вальс (Der Wiener Walzer), 34 кадрили, 28 галопов, 16 маршей и 14 полек. Самое известное произведение – «Марш Радецкого», соч. 228. Его премьера состоялась в 1848 году, во время Французской революции. Вскоре марш стал достаточно часто исполняемым произведением в репертуарах габсбургских оркестров XIX века, а в последствии считался идеальным для воспитания патриотических чувств в начале Первой мировой войны.

Пока оркестр Ланнера играл на придворных балах императора Франца I, Штраус не только выступал на городских праздниках, но и гастролировал со своим оркестром по всей Европе. Композитор, слава которого неизменно росла, даже не догадывался, что его настоящим конкурентом станет собственный сын – Иоганн. Он и его братья посвятили себя музыке против воли отца, который находился в разрушительных отношениях с их матерью Анной. Штраус (отец) имел вторую семью, в которой появилось восемь детей. Анна, переставшая быть главной женщиной в жизни мужа, очень переживала и всячески поддерживала своих детей в их стремлении к музыке. Старший сын Иоганн оказался самым талантливым. Он обожал творчество отца, искренне восхищался им. Поступив в политехническое училище, молодой Штраус усердно занимался музыкой, брал уроки композиции у придворного капельмейстера Йозефа Дрекслера. В итоге, обучение в училище забросил и добился получения лицензии на создание небольшого оркестра. В возрасте девятнадцати лет решился выступить в концерте, договорившись исполнить свои сочинения в казино Доммайер. Венский слушатель восторженно принял Иоганна Штрауса - младшего! Успех сына вызвал у Штрауса (отца) страшную ярость. Он окончательно бросил законную семью, лишил сыновей от первой супруги наследства и женился на матери внебрачных детей. Композитор делал все возможное, чтобы помешать карьере первенца: не допускал его на придворные балы и другие престижные мероприятия. Однако скоропостижная смерть от скарлатины в 1849 году Иоганна Штрауса - старшего дала возможность взойти на пьедестал королю вальсов Иоганну Штраусу - младшему.

Музыка Вены XIX века до сих пор звучит в концертных и бальных залах мира. Семья Штраусов сочинила немалую ее часть. 

Перед выходом на поле национальной сборной Австрии по футболу, фанаты команды размахивают флагами под мелодию «Марша Радецкого» Иоганна Штрауса (отца). А когда перезвоны колоколов Собора Святого Стефана заканчивают возвещать о наступлении Нового года, теле- и радиостанции исполняют вальс «Голубой Дунай» Иоганна Штрауса (сына). В программах новогодних концертов знаменитого Венского филармонического оркестра звучат польки Эдуарда и Йозефа Штраусов.

В России имя Штрауса ассоциируется с Павловским музыкальным вокзалом, ставшим, начиная с 1838 года, не просто конечной станцией первой железной дороги Российской империи, но и центром культурной музыкальной жизни петербуржцев.

В стенах Павловского вокзала Иоганн Штраус младший с 1856 года отыграл 10 сезонов! Часть своего оркестра композитор вывез из Вены, часть - собрал в Санкт-Петербурге. Именно «павловские сезоны» помогли ему выйти из тени выдающегося отца и обрести свое имя и славу. Штраус превратил здание Павловского вокзала в место, где музыкальные произведения выходили на первый план, а не становились дополнением к трапезе и общению в ресторане.

Музыка, созданная Иоганном Штраусом (отцом) и тремя его сыновьями, продолжает восхищать весь мир, являясь примером утонченной музыкальной культуры.