Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения оперного певца, народного артиста СССР Зураба Лаврентьевича Соткилавы, неизменно дарившего слушателям наслаждение красотой своего голоса, проникновенным исполнением и неизбывным жизнелюбием.
Одаренный, подававший большие надежды молодой футболист (он был капитаном юношеской сборной Грузии, входил в основной состав тбилисского «Динамо»), из-за травм расставшийся с любимым спортом, Зураб первоначально получил специальность горного инженера в Политехническом институте. Но заканчивая Политех, Соткилава уже начал учиться в Тбилисской консерватории, постепенно почувствовав свое иное предназначение – быть певцом. Поначалу в Тбилисской консерватории его голос определили как баритон, но на третьем курсе новый наставник Зураба – выдающийся педагог Д.Я. Ангуладзе обнаружил у студента задатки лирико-драматического тенора. После окончания консерватории Соткилава становится солистом Тбилисского театра оперы и балета имени З. Палиашвили. В 1966–1968 годах молодой солист направляется на стажировку в Миланский театр Ла Скала. В 1968 году Соткилава получил Гран-при и приз «Золотой Орфей» на IX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии. 1970 год стал временем двух триумфов молодого солиста на музыкальных конкурсах – Зураб получил II премию и серебряную медаль на IV Международном конкурсе им. П.И. Чайковского в Москве и Гран-при Международного конкурса вокалистов им. Франсиско Виньяса в Барселоне. В последнем он триумфально участвует вместе со своей в будущем многолетней партнершей и другом Еленой Образцовой. Молодые советские певцы, впервые представляющие страну на этом престижном конкурсе, триумфально покоряют испанскую публику и притязательное жюри.
В 1973 году Соткилаву приглашают дебютировать в опере «Кармен» на сцене Большого театра СССР, и в 1974 году Соткилава становится солистом главного театра страны – и, по утверждению Зураба Лаврентьевича, он не пошел бы на этот шаг, если бы не пожар в театре имени З. Палиашвили, лишивший тенора сцены.
Зураб Соткилава был очень убедителен на сцене, ему покорялись трагические, лирические, комические образы, поддержанные точной вокальной стилистикой. Соткилава был особенно превосходен в вердиевском репертуаре – и за блестящую трактовку произведений Верди Зураб Лаврентьевич был избран почетным членом Болонской академии музыки. Он стал одним из лучших Отелло на оперной сцене.
Зураб Лаврентьевич так любил пение и сцену, что легко доносил эту свою любовь до слушателей. Когда он – плотный, круглолицый, преисполненный энергии и обаяния – появлялся на сцене, то весь зал покоряло это ощущение счастья исполнителя, его страсть к пению, его любовь к музыке. Искрящееся искусство певца не могло никого оставить равнодушным. Не случайно Соткилава стал педагогом – многие годы он преподавал в Московской консерватории – он делился этой своей любовью и с молодыми поколениями певцов.
Зураб Соткилава. Москва, 1974 г. Фото А.А. Степанова.
Зураб Соткилава – Отелло. Большой театр СССР. 1978 г.
Фото А.А. Степанова.
IV Международный конкурс имени П.И. Чайковского.
Лауреаты 2-й премии конкурса вокалистов Владислав Пьявко и Зураб Соткилава. Москва, 1970 г. Фото С.И. Хенкина.
Большой зал консерватории. Программа концерта «Молодые мастера искусств». Вокальный вечер. Стажеры миланского театра «Ла Скала»: В. Даунорас (бас), Н. Огренич (тенор), В. Пьявко (тенор), З. Соткилава (тенор). Москва, 1968 г.
Зураб Соткилава – Барон Каллоандро. В опере «Прекрасная мельничиха или ссоры из-за любви» Дж. Паизиелло. Большой театр СССР. Большой концертный зал в Олимпийской деревне. Москва, июнь 1986 г. Фото А.А. Степанова.
Сцена из оперы «Иоланта» П.И. Чайковского. Водемон – Зураб Соткилава, Роберт – Юрий Мазурок. Большой театр СССР. 1-я половина 1990-х. Фото А.Н. Бражникова.
Концертное исполнение оперы П. Масканьи «Сельская честь».
Туридду – Зураб Соткилава и Сантуцца – Елена Образцова.
Москва, Большой зал консерватории, 1979 г. Фото А.А. Степанова.
Зураб Соткилава в сцене из оперы «Сельская честь» П. Масканьи. Большой театр СССР. Москва, 1985 г. Фото А.А. Степанова.
Зураб Соткилава – граф Ричард Уорик. В опере «Бал-маскарад» Дж. Верди. Большой театр СССР. Москва, 1979 г.
Зураб Соткилава – Индийский гость. В опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова. Большой театр СССР. Москва, 1979 г. Фото В.А. Генде-Роте.
Большой зал консерватории. Концерт памяти К.Б. Птицы. Солисты – Ирина Архипова, Зураб Соткилава. 25 февраля 1996 г.
X-й Международный конкурс им. П.И. Чайковского. Конкурс вокалистов. Председатель жюри З.Л. Соткилава во время вручения наград. Москва, 1994 г.
Фото М.Б. Далибандо.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).