Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

К 110-летию Российского национального музея музыки

24.03.2022

11(24) марта  1912 года в Московской консерватории состоялось открытие Музея имени Н.Г. Рубинштейна. Эта дата стала и днём рождения современного Российского национального музея музыки, ведь именно на базе консерваторского музея вырос со временем крупнейший музыкальный музей России.

Открытию музея предшествовали многие годы создания замыслов, накопления реликвий, поиска средств. Две идеи – увековечивания памяти создателя, профессора и первого директора Московской консерватории Николая Григорьевича Рубинштейна и представления общественности раритетов, накопленных за годы существования консерватории – получили свое воплощение в открывшейся экспозиции.  

Русская музыкальная газета сообщала: «11 марта в Малом зале Московской консерватории, на 2 часа, прот. Металловым была отслужена панихида, по окончании которой состоялось открытие музея имени Н.Г. Рубинштейна, помещающегося в обширной комнате при библиотеке консерватории. Открытие музея носило интимный характер; на нем присутствовали директор консерватории М.М. Ипполитов-Иванов, тов. председателя дирекции моск. отд. ИРМО А.П. Чижов, сестра покойного Н.Г. — С.Г. Рубинштейн, И. Эйхенвальд. С.И. Танеев, М.И. Унтилова, профессора, воспитанники и воспитанницы консерватории и др[угие]».

Для публики посещение Музея было возможно ежедневно, кроме праздников, от 10 до 16 часов.

Экспозиция занимала большую узкую длинную комнату рядом с библиотекой консерватории. В части экспозиции, посвященной Рубинштейну, демонстрировались личные вещи Николая Григорьевича, материалы, связанные с его музыкальной и общественной деятельностью, документы о болезни и смерти. Другой раздел экспозиции составляли редкие манускрипты: принадлежавшие Рубинштейну Ирмологий и Демественник XVI и XVII столетий, рукописи Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского. В двух шкафах разместились музыкальные инструменты, в том числе коллекция музыкальных инструментов народов Средней Азии и Казахстана, собранная Августом Федоровичем Эйхгорном; в отдельной витрине расположились скрипки работы Страдивари, Амати, Санто Серафина. Особый раздел был отведен Московской консерватории и Московскому отделению ИРМО.

В музейных фондах сохранилась первая книга записей посетителей Музея. В ней – большое количество автографов выдающихся деятелей русской культуры и зарубежных музыкантов. Первые записи были сделаны как раз 11 марта 1912 года, в день открытия Музея.

Самую первую запись оставил директор Московской консерватории, благодаря чьим усилиям и состоялось открытие музея, Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов. Среди тех, кто в тот же день музей почтили своим присутствием и оставили памятные автографы – Сергей Иванович Танеев, младшая сестра Николая Григорьевича, камерная певица и педагог Софья Григорьевна Рубинштейн, оперный певец, первый исполнитель партии Онегина в опере «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, Сергей Васильевич Гилёв. Одним из гостей был Дмитрий Федорович Белёв – потомственный почетный гражданин, любитель музыки и меценат, на чьи средства было осуществлено обустройство музея.

В дальнейшем в книге посетителей появились автографы и других посетителей – композиторов Сергея Никифоровича Василенко, Николая Разумниковича Кочетова, Александра Дмитриевича Кастальского, Сергея Васильевича Рахманинова, Александра Федоровича Гедике, Александра Тихоновича Гречанинова, Валентины Семёновны Серовой, дирижера Эмиля Купера, пианистов Александра Борисовича Гольденвейзера, Константина Николаевича Игумнова, Елены Фабиановны Гнесиной, певцов Леонида Витальевича Собинова, Семёна Ивановича Гарденина, Антона Ивановича Барцала, Антонины Васильевны Неждановой, виолончелиста Евсея Яковлевича Белоусова.

Посещали музей и иностранные музыканты – видимо, находясь в Консерватории на репетиции своих гастрольных концертов. Пианисты Вильгельм Бакхауз, Курт Шиндлер, дирижер Бруно Вальтер оставили свои памятные автографы.

Среди посетителей музея отметились братья Модест Ильич и Ипполит Ильич Чайковские, создатель и директор харьковского музыкального училища Илья Ильич Слатин, московский городской голова Михаил Васильевич Челноков, принцесса Елена Альтенбургская.

В основном гости оставляли только свою подпись и проставляли дату посещения.

В 1916 году два посетителя Музея оставили развернутые записи в книге. Это были записи Василия Ильича Сафонова (директора Московской консерватории в 1889–1906 гг., задумавшего создание Музея) и директора Петербургской консерватории Александра Константиновича Глазунова.

«3 февраля 1916 г. Порадовался увидеть осуществление моей давнишней мечты, которую не успел привести в исполнение. В. Сафонов».

«13 февраля 1916 г. Не знаю, как отблагодарить Московских музыкантов за оказываемое мне и моим сочинениям гостеприимство, почему оставляю в залог этого мои три рукописи. А. Глазунов». (А.К. Глазунов преподнес в дар музею в тот визит партитуры музыки к драме «Царь Иудейский», музыки к драме «Саломея» и прелюдий памяти В.В. Стасова и Н.А. Римского-Корсакова).

Книга посетителей достаточно активно заполнялась автографами важных персон по 1916 год. Далее жизнь страны и музея радикально поменялась, о книге записей, а, возможно, и о посещении музея пришлось забыть. Лишь в 1926-1927 годах, когда консерватория отмечала свой 60-летний юбилей, появились эпизодические записи посетителей, и снова о книге вспомнили в 1940 году. Тогда музей поменял уже местоположение и располагался в фойе Большого зала консерватории. Впереди у музея была долгая история перемен, поиска и определения своей миссии, смены адресов и наименований, роста коллекций и достижений в их изучении и представлении… Всего того, что сформировало сегодняшний Российский национальный музей музыки.

Иллюстрации:

Вход в Музей имени Н.Г. Рубинштейна. 1912 г. 

Фрагменты первой  экспозиции Музея имени Н.Г. Рубинштейна. 1912 г. 

Книга Посетителей Музея имени Н.Г. Рубинштейна. 1912 – 1940 гг.

 

 

 

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.