Музыка не только доставляет нам удовольствие.
Она многому учит.
Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее.
Д.Б. Кабалевский
30 декабря исполняется 120 лет со дня рождения Дмитрия Борисовича Кабалевского (1904–1987) – советского композитора, дирижёра, пианиста, педагога и общественного деятеля.
Дмитрий Кабалевский родился в Санкт-Петербурге в семье математика. Будущий композитор рано проявил музыкальные способности и уже в восемь лет начал обучаться игре на фортепиано. Очень быстро мальчик взбунтовался против рутинных упражнений, которые приходилось разучивать в большом количестве, и прекратил занятия музыкой на целых шесть лет.
В 1918 году семья Кабалевских перебралась в Москву. Несмотря на неспокойное время, глобальные перемены в стране, юноша будто испытал невероятный подъём творческой энергии. Всего за шесть лет будущий композитор окончил музыкальную школу и Музыкальный техникум им. А.Н. Скрябина (ныне Академическое музыкальное училище при Московской консерватории им. П.И. Чайковского). В 1925 году Дмитрий Кабалевский поступил в Московскую консерваторию сразу на два факультета – композиции (класс Н.Я. Мясковского) и фортепиано (класс А.Б. Гольденвейзера).
За долгую творческую жизнь Д.Б. Кабалевский успел поработать практически во всех музыкальных жанрах. Значительным явлением в советской музыке стала опера «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси», 1938), написанная по мотивам одноимённой повести Ромена Роллана. В одном из писем к композитору драматург писал об его опере: «Ваше сочинение – одно из лучших, какие я знаю в русской музыке, написанной для сцены. Я думаю, что Вы можете рассчитывать на большой успех у публики, так как это сочинение светлое, полное жизни и движения». Большую популярность приобрела также знаменитая «триада» инструментальных концертов – фортепианный, скрипичный и виолончельный, адресованная советской молодёжи. Известно, что на I Международном конкурсе им. П.И. Чайковского в 1958 году обязательным произведением для пианистов явилось «Рондо» ля минор Кабалевского, а уже в 1962-м композитор вошёл в фортепианное жюри этого музыкального состязания.
Невероятную известность Д.Б. Кабалевскому принесли его музыкально-педагогическая концепция массового музыкального воспитания и появившаяся на её основе программа по музыке для общеобразовательных школ. Ещё в самом начале творческой деятельности Кабалевский проводил беседы о музыке для детей в пионерском лагере «Артек», в московских школах. Они транслировались по Центральному телевидению, записывались на радио, выпускались на грампластинках. В дальнейшем на основе этих бесед были изданы книги «Как рассказать детям о музыке» (1977), «Про трёх китов и многое другое» (1976), «Музыка и музыкальное воспитание» (1984).
В 1973 году для апробирования своей учебной программы Дмитрий Борисович начал преподавать музыку в одной из московских школ. Семилетний эксперимент, который он проводил вместе с группой учителей-единомышленников в разных городах страны, увенчался грандиозным успехом. Несмотря на полувековую историю, черты педагогической системы Кабалевского и сегодня присутствуют на уроках музыки в отечественных школах.
В собрании Российского национального музея музыки хранится личный фонд Дмитрия Кабалевского: письма, музыкальные рукописи, открытки и фотографии.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).