В 2020 году исполняется 125 лет со дня первой постановки оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством», состоявшейся 28 ноября 1895 года в Мариинском театре.
Николай Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни» главу, посвященную этому событию, озаглавил «Постановка и приключения “Ночи перед Рождеством”». Такое необычное название указывает на трудности, которые пришлось преодолеть ему перед премьерой оперы.
Представленная в дирекцию Мариинского театра, она была задержана цензурой, так как среди действующих лиц находилась царица (в повести Гоголя Екатерина II). В то время действовал высочайший запрет выводить представителей дома Романовых на оперной сцене. Особенно был возмущён великий князь Владимир Александрович. По воспоминаниям композитора, «в антракте он даже зашел на сцену и сказал г-же Пильц гневно и грубо: «Вы нынче моя прабабушка, как я посмотрю!» — или что-то в этом роде, чем немало смутил ее». Николай Римский-Корсаков убеждал цензуру, что заранее всё предусмотрел и нигде не упоминал имени Екатерины Второй. В результате композитор был вынужден царицу заменить Светлейшим, а ее партию, написанную для меццо-сопрано, транспонировать для баритона.
На премьере в Мариинском театре Николай Римский-Корсаков в знак протеста не присутствовал. По свидетельству биографа композитора, Василия Ястребцева, опера прошла с большим успехом. «Мравина (Оксана) пела и играла прелестно; Ершов (Вакула) был тоже хорош… Каменская (Солоха) справилась с ролью великолепно…». После первого акта публика шумно вызывала автора.
Однако «Ночь перед Рождеством» не удержалась в репертуаре. Последующие спектакли с заменой некоторых артистов оказались неровными. Публика принимала оперу хорошо, но в рецензиях — даже самых доброжелательных — она сравнивалась не в её пользу с другими произведениями Николая Римского-Корсакова. Сам композитор так объяснял причины неуспеха оперы: «Мое увлечение мифами и соединение их с рассказом Гоголя, конечно, моя ошибка, но эта ошибка давала возможность написать много интересной музыки».
Тем не менее в дальнейшем судьба оперы складывалась довольно удачно. В 1898 году она была поставлена в Москве в Большом театре. В советское время она неоднократно шла в театрах Ленинграда и Москвы.
В фондах Музея музыки хранится редкое издание клавира оперы «Ночь перед Рождеством», приуроченное фирмой Беляева к её премьере. Кроме того, в коллекции музея представлены эскизы декораций к постановкам оперы разных лет, написанные известными художниками: Константином Коровиным, Фёдором Федоровским, Виктором Симовым и другими. Сохранилась запись оперы 1948 года с участием знаменитых певцов того времени: Сергея Мигая, Натальи Шпиллер, Дмитрия Тархова, Василия Тютюнника, хора и оркестра Всесоюзного радиокомитета под управлением Николая Голованова.
Елена Борисовна Сигейкина
Старший научный сотрудник
Российского национального музея музыки
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).