Исай Добровейн (при рождении И́цхок Зо́рахович Барабе́йчик) — русский дирижёр, пианист, композитор еврейского происхождения, который родился в Нижнем Новгороде, в музыкальной семье. Отец, Александр (Зорах) Осипович Барабейчик, играл на тромбоне и ударных инструментах в оркестре нижегородского театра, мать — Александра Израилевна Добровель. Брат, Леонид Александрович Барабейчик, — профессор Государственного музыкального техникума, пианист, в 1921–1960-х годах — солист оркестра Большого театра СССР. Исай был усыновлён дедом, Израилем Лейбовичем Добровелем, чья видоизменённая фамилия стала псевдонимом музыканта.
Первым музыкальным наставником Исая Добровейна был отец, затем — педагоги музыкальных классов нижегородского отделения Русского музыкального общества Василий Виллуан и Виктор Гофман. В 1901 году игра маленького музыканта привлекла внимание гастролировавшего в городе известного московского пианиста Давида Шора, который определил его на бесплатное обучение в Московскую консерваторию, в класс Адольфа Ярошевского. С 1906 года Исай Александрович занимался на старшем отделении с Константином Игумновым и в 1911 году окончил курс с золотой медалью. Затем он совершенствовался в Вене у Леопольда Годовского в Школе высшего исполнительского мастерства.
Талант начинающего артиста был сразу сочувственно встречен публикой и музыкальной критикой. «Его игра не бьёт на эффект, — писалось в одной из рецензий 1913, — он никогда не виртуозничает и не бравирует своей техникой, как многие иные пианисты, никогда эта техника не вылезает у него на первый план. На первом плане — само сочинение. Господин Добровейн относится к интерпретации с осторожной вдумчивостью…».
В 1917–1921 годах стал профессором Московского филармонического училища по классу фортепиано. Поворотным моментом в жизни музыканта стало его участие в постановке «Сказок Гофмана» Жака Оффенбаха на сцене театра-студии Ф. Комиссаржевского в Москве в 1919 году. Артист впервые встал тогда за дирижёрский пульт. С радостью встретил он предложение дирижировать оперными спектаклями Большого театра: «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини и «Борис Годунов» Модеста Мусоргского (дважды дирижировал этим спектаклем с участием Фёдора Шаляпина). Однако новых постановок ему не поручали.
В мае 1922 года Исай Александрович уехал в Германию. Фриц Буш, дирижёр Дрезденской государственной оперы, привлек его в качестве главного консультанта постановки «Бориса Годунова», а затем Добровейн был назначен и дирижёром оперы. Этот спектакль, премьера которого состоялась 23 февраля 1923 года, стал для Германии подлинным открытием творения Модеста Мусоргского. Исаю Добровейну удалось преодолеть трудности восприятия русского исторического материала немецкой публикой. Опера обрела неслыханную популярность — за два последующих сезона она была поставлена в 11-ти театрах Германии. Секрет успеха заключался в новых принципах синтетического оперного спектакля, осуществлять которые начал дирижёр Исай Добровейн.
В 1924 году Исай Александрович — 1-й дирижёр Большой народной оперы в Берлине и руководитель Дрезденских филармонических концертов, в 1927-1928 — музыкальный директор Государственной оперы в Софии. В 1930 — главный дирижёр «Музеумсконцерта» во Франкфурте-на-Майне. В 1931-1935 годы Добровейн становится руководителем симфонического оркестра в Сан-Франциско (2 сезона), выступает со многими оркестрами: Миннеаполиса, Нью-Йорка, Филадельфии и гастролирует по различным странам Европы: Италии, Венгрии, Швеции. В 1941–1945 годах руководил Королевской оперой в Стокгольме). С 1948 выступал в театре «Ла Скала» (Милан).
Последние полтора десятилетия композитор жил в Швеции, возглавлял театр и оркестр в Гётеборге, регулярно выступая в Стокгольме и других городах Скандинавии и всей Европы. В эти годы им сделаны многие записи произведений русской музыки на пластинки (концерты Метнера с автором в качестве солиста), а также симфоний Брамса. Эти записи дают возможность почувствовать, в чём был секрет артистического обаяния дирижёра: его трактовка привлекает свежестью, эмоциональной непосредственностью, эффектностью, порой носившей несколько внешний характер.
Несмотря на то что в нашей стране Исай Добровейн известен как пианист, он был разносторонне одарённым человеком. Работая в оперных театрах Европы, Исай Александрович показал себя не только первоклассным дирижёром, но и одаренным режиссёром. Его перу принадлежит опера «1001 ночь» и ряд фортепианных сочинений.
В фондах Российского Национального музея музыки хранится большое наследие Исая Александровича Добровейна. Персональная коллекция включает в себя музыкальные рукописи композитора, множество афиш и программ концертов под управлением Исая Добровейна-дирижёра и концертов, в которых Исай Александрович принимал участие, исполняя партию фортепиано.
Достижения Исая Александровича Добровейна — дирижёра, пианиста, композитора и оперного режиссёра-постановщика — производят не только глубокое впечатление, но и являются частью мировой музыкальной истории.
Список литературы:
Архивный материал фонда 323 И.А. Добровейн (1891–1953)
М.А. Добровейн «Страницы жизни Исая Добровейна» (1972)
«Современные дирижёры» (1969)
А.С. Обозная, хранитель музейных предметов Российского национального музея музыки
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).