«…Высший подвиг в терпеньи
Любви и мольбе»
А. Хомяков
Имя Федора Шаляпина известно во всем мире. Ему рукоплескала публика в лучших оперных театрах планеты. Правители разных стран выражали свое восхищение творчеством артиста, а российский император Николай II преподносил ему подарки после каждой премьеры. Но в жизни Федора Ивановича были также люди, воспринимавшие его, прежде всего, как близкого и любимого человека. Это его семья. В 1898 году Шаляпин женился на итальянской балерине Иоле Игнацио Ло-Прести Торнаги.
Будущая супруга знаменитого певца родилась 31 декабря 1873 года в маленьком городке Монца в семье балерины Джузеппины Торнаги и сицилийского барона Иньяцио Ло-Прести. Способности к балету девочка унаследовала от мамы. Талантливого ребенка заметили, дали возможность поступить на обучение в балетную школу при театре «Ла Скала», и уже в 16 лет юная Иоле, выступавшая под девичьей фамилией матери, стала примой венецианского театра.
Однако в России она была известна как жена Федора Ивановича и мать его шестерых детей. Первым в браке Шаляпина и Торнаги родился Игорь (умер в 4-летнем возрасте от перитонита), за ним на свет появились Ирина и Лидия. После смерти первенца, ставшей для Иолы (именно так, а не Иоле, в метрической книге при заключении брака записали имя итальянки) тяжелейшим ударом, в семье родились сын Борис, а позднее близнецы Федор и Татьяна.
Бернард Шоу когда-то сказал: «За каждым великим мужчиной стоит женщина, которая в него верила. И любила по-настоящему». Это высказывание в полной мере можно отнести и к супруге Шаляпина. Выйдя замуж за восходящую оперную звезду, она была рядом с Федором Ивановичем в самые сложные годы становления его таланта и преодоления препятствий на пути к славе. Когда артист стал знаменитостью мировой величины, Иола Игнатьевна получила еще один удар судьбы – узнала о том, что в жизни любимого мужа появилась другая женщина. Семья начала рушиться, но Торнаги проявила благородные качества своей души, приняв решение сохранить брак, чтобы не навредить карьере Шаляпина. Детей она воспитывала в любви и почтительном отношении к отцу. Федор Иванович высоко ценил мудрость и жертвенность жены. Он делился с ней переживаниями по поводу будущих ролей и радостью от успешных премьер. В 1910-м году артист купил в Москве дом, владелицей и хозяйкой которого стала Иола Шаляпина-Торнаги.
Живя в России, она вместе со всеми переживала политические и социальные потрясения, происходившие в стране. В октябре 1914 года, когда началась Первая мировая война, в усадьбе на Новинском бульваре Федор Иванович открывает лазарет для раненых. Все заботы о них ложатся на плечи супруги. В 1917-м году случаются две революции. И если в феврале-марте, после первой революции, жизнь Иолы не особо изменилась, то во время второй революции, в полночь 27 октября 1917 года, на улицах Москвы раздались выстрелы. Шесть дней в городе шли бои между революционными солдатами и войсками, оставшимися верными Временному правительству. Особняк на Новинском не пострадал, но его обитатели были сильно напуганы. Именно после второй революции жена Федора Ивановича перестала быть хозяйкой в своем доме. Женщину причислили к разряду «тунеядцев» и «народных кровопийц». Особняк национализировали, а затем уплотнили. Шаляпиным оставили всего 3 комнаты, в остальных поселили еще 16 семей. Бывшая прима-балерина испытания переносила стоически. Когда из ее дома начали вывозить мебель, она вела список вывезенного на итальянском языке. Он и помог впоследствии разыскать и вернуть предметы обстановки, ставшие основой будущего Музея Ф.И. Шаляпина.
В начале 1920-х годов певец все чаще начал задумываться об отъезде из Советской России. Уже тогда Иола Игнатьевна понимала, что не поедет с супругом. Во-первых, потому, что не сможет жить под одной крышей с женщиной, которая увела у нее мужа, а во-вторых, страна, в которой родились ее дети, стала для итальянки родной.
29 июня 1922 года Шаляпин вместе со второй семьей покинул Россию на германском пассажирском пароходе «Обербюргермейстер Хаккен». Постепенно из СССР уехали почти все дети Федора Ивановича от первого брака. В доме на Новинском бульваре оставались только Ирина и Иола Игнатьевна. Здесь они переживали бытовые трудности и политические репрессии.
В 1927 году вокруг имени прославленного оперного певца разразился скандал. В Париже он пожертвовал 5 тысяч франков детям белоэмигрантов. В этой связи в советских газетах появилась череда статей, осуждавших поступок знаменитости. Для Шаляпина это стало поводом принять окончательное решение о невозвращении в Советский Союз. Для Иолы Игнатьевны история с пожертвованием обернулась лишением всех прав на дом на Новинском бульваре.
1927 год принес женщине еще один тяжелейший удар – известие о том, что супруг подал заявление в суд о расторжении их брака. 3 ноября 1927 года он прекратил свое существование.
Но даже после всех тяжелых жизненных испытаний Иола Шаляпина-Торнаги продолжала оставаться светлым, благородным человеком. Яркое свидетельство тому – удивительный факт, случившийся в ноябре 1928 года. В тот год собралась выйти замуж Марфа (старшая из дочерей Шаляпина от второго брака). Она прислала бывшей жене своего отца очень теплое письмо с просьбой благословить ее и приглашением на свадьбу: «У меня о Вас сохранились чудные воспоминания… – писала ей Марфа в своем письме. – Жених мой чудный, добрый и честный… Мне очень было бы приятно, если бы Вы нас мысленно благословили, чтобы наша жизнь была чистая и счастливая!» «Милая деточка! После нашей встречи у меня также осталось о Вас самое нежное чувство, поэтому я с удовольствием и всей душой благословляю Вас и Вашего будущего супруга…Храни вас Бог!» – отвечала ей Иола Игнатьевна. (И. Баранчеева. «Семейная жизнь Федора Шаляпина»).
Она продолжала жить в особняке на Новинском вместе с дочерью Ириной. Правда, теперь уже в одной маленькой комнате. Обе женщины мечтали о том, что однажды в этом искалеченном доме не будет коммунальной квартиры, а появится музей великого певца Шаляпина. Они хранили архив, принадлежавший когда-то Федору Ивановичу, альбомы с его фото и оставшиеся личные вещи. Здесь же мать и дочь пережили известие о смерти артиста в апреле 1938 года, а также нужду и испытания Великой Отечественной войны.
В 1955 году уже пожилая Иола Шаляпина пишет письмо сыну Феде о желании приехать в Италию, но боится, что уже слишком стара и слаба для такого путешествия. «У всех итальянцев в семьях живут старушки-мамы. Я вижу, как они сидят на балконах, и, когда я прохожу по улицам, думаю: «Вот и моя мама могла бы так сидеть на балконе нашей квартиры»», – писал он ей в ответ. (И. Баранчеева. «Семейная жизнь Федора Шаляпина»).
В начале января 1960 года 86-летняя Иола Игнатьевна навсегда покинула Москву и поселилась вместе с сыном Федором в Риме на улице Сан-Томмазо Д’Аквино. Эта удивительная, самоотверженная, любящая и заботливая женщина прожила в Италии 5 лет. Скончалась она, по словам Федора Федоровича Шаляпина, «спокойно и быстро» 3 января 1965 года в возрасте 91 года.
Когда-то давно Иола Шаляпина-Торнаги написала в своем дневнике: «То, что я выстрадала и вынесла… знаю только я, Бог и стены моей комнаты». Именно так можно охарактеризовать всю жизнь этой благородной, великодушной и незаурядной женщины.
Специалист отдела «Мемориальная усадьба Ф.И. Шаляпина»
Малинникова С.В.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).