30 апреля исполняется 150 лет со дня рождения театрального композитора и дирижёра Ильи Александровича Саца.
«Это был самородок в полном смысле слова и больше всего самоучка, шедший по своему музыкальному пути только туда, куда его толкало собственное своеобразное миросозерцание», – писал о композиторе критик Эдуард Старк.
Действительно, Сац недолго учился в Киевском музыкальном училище, затем в Московской консерватории. Через два года бросил занятия, чтобы участвовать в организованном Львом Толстым сборе средств голодающим Поволжья. Только в 1907 году, уже работая заведующим музыкальной частью Московского Художественного театра, Сац окончил дирижёрский класс Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества.
Творческое наследие Ильи Саца включает балет, оперы-пародии, вокальные сочинения, детскую музыку, мелодекламации. Но известность композитору принесла музыка к спектаклям Московского Художественного театра. Сацу принадлежит музыкальное оформление постановок «Смерть Тентажиля» и «Синяя птица» М. Метерлинка, «Драма жизни» и «У жизни в лапах» К. Гамсуна, «Жизнь человека» и «Анатэма» Л. Андреева, «Miserere» С. Юшкевича, «Гамлет» У. Шекспира и других.
Основатель театра Константин Станиславский считал Илью Саца одним из самых верных своих соратников. В книге «Моя жизнь в искусстве» он писал: «Я думаю, что за все существование театра И.А. Сац впервые явил пример того, как нужно относиться к музыке в нашем драматическом искусстве. Прежде чем начать работу, он присутствовал на всех репетициях, принимал непосредственное участие как режиссёр в изучении пьесы и в разработке плана постановки. Посвящённый во все тонкости общего замысла, он понимал и чувствовал не хуже нас, где… нужна была его музыка… Его музыка была всегда необходимой и неотъемлемой частью целого спектакля».
Вершиной творчества композитора стала музыка к спектаклю «Синяя птица» по пьесе М. Метерлинка, поставленному Станиславским в1908 году и долгие годы не сходившему со сцены.
В Российском национальном музее музыки хранится архив Ильи Александровича Саца: музыкальные рукописи, письма и фотографии, записи-размышления о жизни и искусстве. В числе предметов архива – автографы музыки композитора к спектаклю «Синяя птица», программа первого представления, а также эскизы костюмов, созданные художником Владимиром Евгеньевичем Егоровым – одним из основоположников русского декорационного искусства.
Е.Б. Сигейкина
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).