Третьего июля исполняется 150 лет со дня рождения Сергея Ивановича Зимина – русского театрального деятеля, мецената, основателя частного театра «Опера С. Зимина», коллекционера произведений искусства.
Cреди богатейшего собрания Музея музыки достойное место занимает архив Сергея Зимина, в который вошли его рукописи, материалы, связанные с деятельностью театра, фотографии, документы.
Зимин родился в селе Зуеве Московской губернии (ныне г. Орехово-Зуево) в купеческой семье. Следуя семейной традиции, окончил Московское коммерческое училище. Обладая вокальными способностями, ещё в годы учебы стал брать частные уроки пения. Зимин участвовал в вечерах вокального педагога Н. Миллера, посещал Частную русскую оперу С. Мамонтова. В 1904 году, после поездки по европейским странам, где изучал театральное дело, Зимин организовал собственный частный театр.
Театр Зимина был одним из ведущих оперных коллективов своего времени. В разные сезоны в нём выступали знаменитые русские певцы Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Михаил Бочаров, Василий Дамаев, певицы Вера Петрова-Званцева, Елена Цветкова, Наталия Ермоленко-Южина. В театре работали выдающиеся дирижёры Эмиль Купер и Арий Пазовский, а в декорационно-художественном оформлении принимали участие такие крупные художники, как Иван Билибин, Пётр Кончаловский, Аполлинарий Васнецов, Николай Рерих, Валентин Серов.
В 1915 году, во время Великого поста, на сцене театра танцевала знаменитая Матильда Кшесинская, а в следующем сезоне гастролировала балетная труппа Михаила Фокина.
В опере Зимина состоялась премьера последней оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок», впервые в России были поставлены «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера в 1909 году. Сергей Зимин включал в репертуар театра не только популярные, но и малоизвестные произведения русских композиторов, среди которых оперы «Капитанская дочка» Ц. Кюи, «Клара Милич» А. Кастальского, «Купец Калашников» А. Рубинштейна, «Сестра Беатриса» А. Гречанинова.
Заслуга Сергея Зимина и в том, что он открыл Музей оперного театрального искусства в 1904 году. Экспонатами служили работы художников, оформлявших спектакли Оперы Зимина.
Драматично сложилась судьба Зимина после 1917 года. Театр, как и музей, был национализирован и стал называться Театром Совета рабочих депутатов, затем – Малой государственной оперой, а с 1921 года – Театром музыкальной драмы. Сергей Иванович ещё на некоторое время был оставлен там в качестве члена дирекции. Последние восемнадцать лет жизни он работал художественным консультантом филиала Большого театра.
За четырнадцать лет своего существования театр внёс серьёзный вклад в развитие русской оперно-исполнительской культуры. Как отмечал Леонид Собинов, Зимин, «будучи в течение многих лет антрепренёром русской частной оперы в Москве, растворился в искусстве и остался не оперным меценатом даже в лучшем смысле этого слова, а неутомимым работником единственного в России оперного дела, которое открывало двери всякому новому опыту в сфере оперного творчества как нашему русскому, так и европейскому».
Елена Сигейкина
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, член Общественной палаты РФ, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума Союза музеев России, доцент кафедры государственного управления в сфере культуры и спорта Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультета) МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук.