Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

К 150-летию со дня рождения скрипичного мастера Тимофея Подгорного

21.02.2023
К 150-летию со дня рождения скрипичного мастера Тимофея Подгорного

 21 февраля 2023 года исполняется 150 лет со дня рождения Тимофея Филипповича Подгорного, одного из самых известных и плодовитых советских скрипичных мастеров. За свою жизнь (он прожил 85 лет – с 1873 по 1958 год) Подгорный сделал более тысячи струнных инструментов. Многие из них уникальны по звуку и качеству работы. На его инструментах играли многие знаменитые исполнители, среди которых – Давид Ойстрах, Галина Баринова, артисты квартета имени Бетховена (скрипачи Дмитрий Цыганов, Василий Ширинский, альтист Вадим Борисовский, виолончелист Сергей Ширинский) и ряд зарубежных музыкантов.

В коллекции Музея музыки хранится тринадцать инструментов скрипичного и виольного семейства, изготовленные Тимофеем Подгорным: четыре скрипки, четыре альта, две виолончели, виола шестиструнная и две виоли д’амур. Восемь из них поступили в период с 1961 по 2003 годы от частных лиц и из Базы госфондов. Пять инструментов были переведены в 2011 году с баланса на баланс от Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» в составе Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.

Первыми из работ Подгорного в фонды Музея в 1934 году поступили два шичепшина, представляющие реконструкции адыгейских струнных смычковых инструментов. Они были изготовлены в 1923 году, когда мастер работал в опытно-исследовательских мастерских народных и европейских смычковых инструментов при Государственном институте музыкальной науки (ГИМН, 1921–1931). Эти мастерские были созданы по заданию Народного комиссариата просвещения РСФСР на базе организованной в 1919 году первой государственной школы скрипичных мастеров под руководством Тимофея Подгорного.

Кроме того, в первой половине 1920-х годов Подгорный работал в мастерских Большого театра. Среди его учеников – скрипичные мастера Георгий Морозов и Николай Фролов. По инициативе Подгорного в 1934 году открылась Московская фабрика смычковых инструментов Министерства легкой промышленности, где он стал работать старшим консультантом.

Плодотворную деятельность по изготовлению музыкальных инструментов Подгорный совмещал с научной работой. Он исследовал закономерности построения струнных смычковых инструментов и их деталей в мастерских ГИМНа, изучал особенности звучания струн, степень их радиофоничности в зависимости от условий производства, состава сплавов металла, толщины, качества обвивки. Скрипичный мастер опубликовал ряд стаей по инструментоведению.

Родился Тимофей Подгорный в селе Стратилатовка Харьковской губернии. С 14 лет, переехав в Ейск, он работал краснодеревщиком, самостоятельно учился играть на скрипке, позже – на альте. В 1900 году он переселился в Екатеринодар, где год спустя открыл собственную мастерскую.

Подгорный участвовал в Первой мировой войне в сражении под Ковно, где получил тяжелую контузию. Попав в плен к немцам он продолжил изготавливать струнные смычковые инструменты. Снабдив ими военнопленных музыкантов, мастер организовал небольшой оркестр.

Инструменты работы мастера Тимофея Подгорного однократно отмечались наградами на международных конкурсах: Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе (1905), Малая золотая медаль в Антверпене (1906). После переезда в Москву в 1910 году, он получил I премию на Всероссийской выставке 1913 года за комплект инструментов для струнного квартета. В 1926 году Подгорный завоевал I место на Всесоюзной выставке-конкурсе мастеров смычковых инструментов.

Подгорный прославился  как мастер альтов и виолончелей. Он установил пропорции для изготовления струнных инструментов для детей. В собрании Музея имеется детский альт «Пионер» (1944). Подгорный работал в содружестве с выдающимся альтистом Вадимом Борисовским, для которого изготовил крупного размера альт (длина корпуса 480 мм). С этим инструментом Борисовский неоднократно выступал в концертах.

В музейной экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира» многие годы демонстрировался альт, названный «В. Чкалов». Мастер посвятил его Герою Советского Союза лётчику-испытателю Валерию Чкалову, который совершил в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс. Альт изготовлен в 1941 году. Он отличается прекрасным звуком, красивой текстурой дерева и крупными размерами корпуса (449 мм). Этот инструмент входит в четверку самых больших альтов коллекции Российского национального музея музыки. 

Совсем недавно, в начале текущего года, коллекция Музея пополнилась необычным инструментом виольного семейства. Это семиструнная виоль д'амур (с семью симпатическими струнами) работы мастера Подгорного. Корпус инструмента отличается гирляндообразной формой, характерной для старинных образцов. Уникальный инструмент подарила Музею Елена Шичалина, дочь известного альтиста, профессора Фёдора Дружинина, ученика и преемника Вадима Борисовского.