Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

К 160-летию со дня рождения Александра Гречанинова

25.10.2024

25 октября 2024 года исполняется 160 лет со дня рождения замечательного русского композитора – Александра Тихоновича Гречанинова.

В Музее музыки хранится архив Александра Гречанинова – около 900 предметов: автографы сочинений, литературные рукописи, письма, фотографии.

Музыка Гречанинова сегодня пользуется успехом у ценителей классики. Значение его наследия, особенно хоровых и камерных вокальных произведений, давно признано в России и за её пределами. Но широкая публика мало знает о других его сочинениях. А ведь авторству композитора принадлежат шесть опер (три из них детские), пять симфоний, инструментальные сочинения, музыка к спектаклям, фортепианные пьесы для детей.

Первым крупным произведением Александра Гречанинова стала опера «Добрыня Никитич», созданная под влиянием творчества его учителя – Николая Римского-Корсакова. Поставленная в Большом театре, с участием Антонины Неждановой и Фёдора Шаляпина, она имела успех у публики. Во второй опере Гречанинова «Сестра Беатриса» по мотивам пьесы Мориса Метерлинка отразилось увлечение модными в начале ХХ века импрессионизмом и символизмом.

С конца 1890-х годов всё большее место в творчестве Александра Тихоновича занимала духовная музыка – были написаны многочисленные хоры, Первая и Вторая литургии. Его произведения исполнял лучший коллектив того времени – Синодальный хор. Музыка композитора стала настолько популярна, что после премьеры Второй литургии по Высочайшему императорскому указу Придворная капелла должна была петь «Верую» из этого сочинения еженедельно, по воскресеньям. Самому композитору назначили пожизненную пенсию. Но всемирную известность Гречанинову принесла Сугубая ектения из Демественной литургии в исполнении Фёдора Шаляпина и парижского Митрополичьего хора Николая Афонского.

Февральскую революцию 1917 года Александр Гречанинов встретил, как и многие его современники, с надеждой и восторгом. Даже написал в её честь «Гимн свободной России» на слова Константина Бальмонта. Но вскоре наступило отрезвление, а за ним – разочарование. В 1925 году Гречанинов навсегда покинул родину, эмигрировал сначала во Францию, затем в США. За границей он продолжил работу. Среди созданного в эти годы – произведения не только для православной, но и католической церкви: Четвёртая литургия, «Вселенская месса»; светские Четвёртая симфония, опера «Женитьба». Тогда же увидела свет его автобиографическая книга «Моя жизнь».

В 1954 году, на 90-летие Александра Гречанинова, известный музыковед и композитор Леонид Сабанеев писал: «За его долгий жизненный путь сколько переменилось в музыкальном мире тенденций, теорий и направлений! <…> Сколько имён погасло и впало в неизвестность! И сколько новизн музыкальных успело стать невыносимой тривиальностью! А имя Гречанинова теперь уже не вычеркнешь из истории русской музыки, хотя он и не желал блистать новизной технических приёмов».

Последующие десятилетия с лихвой подтвердили справедливость этих слов. Уже в наши дни вновь прозвучали «Страстная Седмица» и «Вселенская месса», опера «Сестра Беатриса» в концертном исполнении. В Детском музыкальном театре имени Наталии Сац была поставлена опера «Женитьба».

Е.Б. Сигейкина