Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

К 160-летию со дня рождения Василия Васильевича Андреева и к 125-летию создания им Великорусского оркестра

15.01.2021

Как увлечение балалайкой стало новым направлением русской музыкальной культуры рубежа XIXXXвеков. К 160-летию со дня рождения Василия Васильевича Андреева и к 125-летию создания им Великорусского оркестра.

Многогранная и энергичная деятельность Василия Андреева вызывает неподдельный интерес. За свою непродолжительную жизнь (57 лет) Василий Васильевич сумел реализовать главную цель. Как он сам говорил: «Моя миссия — привлечь внимание и любовь к старинному русскому инструменту — балалайке — путем её усовершенствования и продемонстрировать безграничные возможности этого инструмента в исполнении русской народной песни».

Почему балалайка стала избранным инструментом артиста? Ответ на этот вопрос кроется в личности Василия Васильевича и в той среде, которая сформировала его характер.

Богатый дом купца Василия Андреевича Андреева в Бежецке был главной достопримечательностью небольшого уездного и тихого городка. Хозяева дома славились добропорядочностью и хлебосольством. В гостиной часто звучал рояль, по вечерам собирались друзья, знакомые и устраивались музыкально-литературные вечера, весело отмечали народные праздники с русскими танцами, песнями и обрядами.

В этом доме 15 января 1861 года родился долгожданный наследник Василий Андреев. Основную роль в воспитании сына сыграла мама — Софья Михайловна (в девичестве Веселаго), ставшая вдовой уже в 1862 году. Дочь офицера, дворянка, она была мудрым, образованным  и незаурядным человеком. Лихая наездница, не боявшаяся холода (открывала первой купальный сезон),  вегетарианка, смелая и решительная, острая на язык, она обладала высокой культурой, хорошо разбиралась в литературе и поэзии, любила искусство, прекрасно играла на рояле и пела. Воспитание сына проходило в традициях дворянских семей. Обширная библиотека, собранная её руками, давала возможность познакомиться с лучшими литературными изданиями, привить с детства любовь к чтению. В то же время Софья Михайловна обращала внимание Васи на красоту русского фольклора, народной мелодии. Софья Михайловна никогда не запрещала Васе дружить с простым людом: ходить с крестьянскими детьми по грибы-ягоды, играть, слушать житейские истории, сказки, прибаутки в исполнении народных рассказчиков, подолгу проводить время в людской, где его иногда заставали у общей миски с ложкой в руке. Разрешали Васе ходить к цыганам, где он впервые познакомился с виртуозным исполнением удалых цыганских танцев. Эта школа ему пригодилась чуть позже, когда он великолепно танцевал русскую плясовую, да так, что вызывал всеобщее восхищение.

Любовь к русской народной песне зародилась у Василия Андреева с самого раннего возраста. Не было ничего приятнее для него, чем сидеть и слушать часами, как поет женский хор «Ивушку», «Во лузях», «Снежки белые» и другие песни.

До встречи с балалайкой Василий Андреев свободно играл на множестве других инструментов: дудке, жалейке, гитаре, мандолине, гармониках разных систем, флейте, великолепно импровизировал на фортепиано.

В  начале 1880-х годов Софья Михайловна способствует поездке сына в Италию. Знакомство с яркой культурой, с повсеместно распространённой игрой на народных инструментах — мандолине, цитре и других подтолкнули Василия Васильевича по приезде на Родину более интенсивно начать поиски себя в искусстве. К этому времени Андреевы проживали на съемной квартире в Петербурге. Здесь Василий Андреев открывает для себя мир театра, знакомится с выдающимися артистами: Александром Мартыновым —основоположником русской школы сценического реализма, восходящей звездой сцены — Марией Савиной, мастером живой интонации, рассказчиком — Иваном Горбуновым. Вскоре сам Василий Васильевич начинает выступать в драматических кружках с комическими этюдами, пародиями, изображая характерные черты, мимику, выражение лица, позу, жесты знакомых людей. Он обладал природным чувством меры и культурой, которые делали эти выступления незабываемыми и востребованными.

Некоторое время Василий Васильевич занимается игрой на скрипке с профессором Петербургской консерватории Николаем Владимировичем Галкиным, но вскоре, чувствуя душевный разлад, оставляет занятия.

В то время русская балалайка занимала скромное место в народной жизни, отзывы о ней в светском обществе были весьма нелестные. Название «балалайка», «балабайка» перекликается с русскими глаголами «балакать», «балабонить», «балагурить», разговаривать о чём-нибудь ничтожном, «болтать», «пустозвонить», «калякать». На этом инструменте наигрывали незатейливые мелодии в кабачках и ресторанах, она звучала в людской, на завалинке …

Среди окружения Василия Андреева были просвещённые люди, которые понимали культурные ценности фольклора и старались чутко сохранять их. Например, бежецкий помещик Александр Паскин владел игрой на балалайке и демонстрировал своё умение в небольшом кругу музыкантов-любителей.

Своё первое впечатление от звучания балалайки Василий Андреев описывает так: «Я уже видел этот инструмент в маленьких лавках на окнах, но никогда ещё не слыхал игру на нём. Я был поражён ритмичностью и оригинальностью приёмов игры на балалайке и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя струнами, может давать столько звуков!». Тембр музыкального инструмента мгновенно отозвался в душе Василия Андреева, он почувствовал безграничный интонационный потенциал, живой звук, который присущ только человеческому голосу. Артистичность, лёгкость, нюансировка и детализация образов и характеров, возможность передачи разнообразных эмоциональных состояний, заводной напор  — всё под силу балалайке, всё, что было свойственно Василию Васильевичу во время его выступлений как  актера.

Балалайка вскоре оказалась в его заботливых руках, и в 1884 году в Самаре после спектакля «Жена на прокат», где Василий Андреев сыграл роль Акакия Акакиевича, состоялся его первый сольный концерт.

Предчувствуя быстротечность и ограниченность времени, Василий Васильевич постоянно действовал в условиях многозадачности. Совершенствуя собственное мастерство игры на балалайке, он даёт множество концертов, тщательно подбирает репертуар для каждого случая, завоёвывает славу виртуоза: «Под конец вечера был настоящий сюрприз, это наслаждение, воспринятое от игры — на чем бы вы думали? … — на балалайке г. Андреева. Под пальцами этого артиста — смело даём ему это имя — простой инструмент совершенно заставляет забыть своё низменное происхождение» — писала «Петербургская газета» в 1886 году. Примечательно, что многие произведения своего репертуара Василий Васильевич создаёт сам: «Румынская композиция», «Чардаш», вальсы, мазурки, собственные  переложения известных народных песен и другие сочинения. Благодаря свойствам характера — общительности, доброжелательности, умению принимать решения в непростых ситуациях, доказывать и приводить действенные аргументы, не раскисать в неудачных обстоятельствах,  Василию Андрееву удаётся найти единомышленников и получить поддержку  среди композиторов, профессиональных исполнителей и любителей, музыкальных этнографов, педагогов, нотных издателей. Первые балалайки для Василия Андреева изготавливали: Владимир Иванов, Франц Пасербский. Самые лучшие инструменты получались у Семёна Налимова (бывшего мастера-краснодеревщика) — изящные  по форме и изумительные по звучанию. С 1887 года в свет выходят издания, подготовленные Василием Андреевым: «Школа для балалайки», «Самоучитель для хроматической балалайки», «Школа для балалайки с приложением песен, аранжированных для пяти балалаек В.В. Андреева» и другие.

В 1888 году в Петербурге становится известным «Кружок любителей игры на балалайке», созданный Василием Андреевым, получивший признание на Всемирной выставке в Париже в 1889 году.

Благодаря успехам предприятия, балалайка стала распространяться повсеместно, в разных городах возникали любительские коллективы, исполняющие произведения из вышедших сборников. Инициативой Василия Васильевича и его хорошего знакомого князя Михаила Путятина стало введение игры на балалайке в армии. Было получено разрешение на организацию кружков в частях гвардейского корпуса близ Петербурга и окрестностях. Солдатам нравилось осваивать балалайку, они с радостью разучивали народные песни.

1896 год стал годом рождения Великорусского оркестра как наивысшего достижения творческой мысли Василия Андреева в создании универсального и совершенного исполнительского коллектива. Балалаечное искусство получало новый этап развития. Составы оркестра (малый, большой) различались по количеству инструментов. Основополагающими были пять видов балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас; и четыре вида домр: пикколо, малая, альтовая и басовая. Кроме них, в состав оркестра входили духовые: свирели, жалейка или брелка (пастуший рожок); ударные: бубен, тарелки, треугольник, литавры (или накры), колокольчики. О гуслях в «Кратком руководстве по оборудованию Великорусского оркестра» Василия Андреева сказано, что «могут и не быть, они не обязательны» и значатся как добавочные инструменты. Столообразные гусли были введены в большой состав оркестра в 1898 году.  В процессе многочасовых репетиций, где оттачивалась необыкновенная слаженность между инструментальными группами, певучесть, ритмическое «дыхание» единого оркестрового организма, артисты забывали о времени, а их выступления производили ошеломляющий успех не только в России, но и за рубежом.

Великая княгиня Александра Фёдоровна под впечатлением концертов Василия Андреева одобрила игру на балалайке цесаревича Алексея. Весной 1916 года надворный советник Александр Зарубин, сам участвующий в Великорусском оркестре, дал цесаревичу 12 уроков игры на инструменте. Увлеченный занятиями, мальчик вскоре купил на свои деньги ещё две балалайки своим друзьям из числа кадетов. Свой новый музыкальный инструмент мальчик брал с собой в поездки, балалайка была с ним в ссылке в Тобольске.

Последнее выступление Великорусского оркестра, где участвовал Василий Васильевич Андреев, состоялось на Северном фронте в 1918 году, куда был командирован коллектив для участия в праздновании юбилея Октябрьской революции.

 «Мы счастливы и восторженны праздничным подарком в виде присланного народного оркестра тов. Андреева, поднявшее наше боевое настроение», —писали солдаты и офицеры. Во время выступления Василий Васильевич простудился и не смог оправиться от болезни.

Великий артист, музыкант-любитель создал профессиональную исполнительскую школу игры на народных инструментах высочайшего художественного уровня и привлёк внимание русского общества к собственной традиционной культуре. Деятельность Василия Андреева способствовала формированию национального колорита русской концертной жизни будущего.

В фондах Музея музыки хранится балалайка-прима, принадлежавшая Василию Андрееву. Она сделана по его чертежам непревзойдённым мастером Семёном Налимовым в 1902 году, а также фотографии с автографами артиста, программы, письма, издания его произведений, грампластинки с записями Великорусского оркестра.

Более двадцати лет длилась дружба Василия Андреева с великим басом Фёдором Шаляпиным. Почувствовал силу дарования юного, ещё только начинающего свою артистическую карьеру певца, Василий Васильевич оказывал ему всяческую поддержку. Фёдор Шаляпин был частым гостем на знаменитых «Андреевских пятницах», устраиваемых в гостеприимном доме на Пантелеймоновской, где жил создатель русского оркестра. Творческая атмосфера, широта взглядов, влюблённость в искусство, искренность открывали новый мир: «Душа моя насыщалась в нём красотою. Рисовали, пели, декламировали, спорили о музыке. Я смотрел, слушал и жадно учился», — писал певец. В дальнейшем их творческое сотрудничество было яркой страницей концертной жизни России и Европы.

М.В. Востокова, научный сотрудник Российского национального музея музыки