Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

К 182-летию П.И. Чайковского

07.05.2022

«Вкусы и направления менялись, но музыка Чайковского продолжала двигать сердцами миллионов слушателей во всем мире».

Л.Н. Толстой

 

Всемирная известность и популярность Петра Ильича Чайковского – одно из знаковых явлений современной музыкальной культуры. 7 мая мы отмечаем день рождения этого гениального композитора и выдающегося человека.

Его биография и творческий путь неотделимы от истории развития русской музыки. Среди отечественных композиторов Петр Ильич стал первым профессионалом, всецело посвятившим себя регулярному творческому труду и жившим на доходы от издания и исполнения своих сочинений. Его необыкновенная работоспособность дала впечатляющие результаты: почти во всех существовавших жанрах вокальной, инструментальной, оркестровой и сценической музыки он создал высочайшие образцы вдохновения и мастерства. Потребность в композиторской работе у него была постоянной, а жесткие требования к таланту и профессионализму в музыке он, прежде всего, адресовал себе.

Чайковский внес огромный вклад в развитие важнейших сфер музыкальной жизни России – консерваторского образования, музыкальной журналистики и критики, концертной и театральной практики Москвы, Петербурга и других городов. Отмечена его особым вниманием и область русской церковной музыки. Общественная деятельность композитора проявлялась в основном в делах Русского музыкального общества, а также в активном содействии культурному обмену между Россией и европейскими странами.

Среди европейских коллег, с которыми Чайковский был знаком лично – Г. Берлиоз, Ф. Лист, К. Сен-Санс, Ш. Гуно, Л. Делиб, Ж. Массне, А. Тома, Э. Лало, Г. Форе, И. Брамс, Э. Григ, А. Дворжак, Г. Малер. Прекрасное знание иностранных языков – французского, немецкого, итальянского, английского – позволило Чайковскому не только органично существовать в коммуникативной среде своего времени в России и за рубежом, но и заниматься переводами работ, среди которых «Руководство к инструментовке» Ф.-О. Геварта (с франц.),«Жизненные правила для молодых музыкантов» Р. Шуманаи «Музыкальный катехизис» И.-К. Лобе (с нем.).

Широчайший круг знакомых и друзей в культурной, научной и политической сферах российской жизни характерен для Чайковского – художника и гражданина. В созвездие имён здесь входят братья А.Г. и Н.Г. Рубинштейны, А.С. Даргомыжский, композиторы «Могучей кучки», В.В. Стасов, С.И. Танеев, М.М. Ипполитов-Иванов, А.К. Глазунов, А.К. Лядов, А.С. Аренский, С.В. Рахманинов, И.А. Всеволожский, М.И. Петипа, Э.Ф. Направник, В.И. Сафонов, А.И. Зилоти, А.А. Брандуков, Л.С. Ауэр, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, А.А. Фет, А.П. Чехов, великий князь Константин Константинович Романов (как поэт выступавший под криптонимом «К.Р.»), члены семьи императора Александра III, профессура Московского университета, министр императорского двора И.И. Воронцов-Дашков, обер-прокурор Святейшего синода К.П. Победоносцев и многие-многие другие. Особую роль в жизни композитора сыграли его ближайшие друзья – меценатка Н.Ф. фон Мекк и постоянный издатель П.И. Юргенсон.

Счастливое сочетание популярности музыки Чайковского с его личным обаянием и артистическим подвижничеством позволило Петру Ильичу стать кумиром масс и образцом для творческого подражания, а так же уже при жизни снискать всероссийскую, а позднее мировую славу (триумфальный прием в Праге (1888), участие в концертах, посвященных открытию Карнеги-холла в Нью-Йорке (1891), присвоение различных почетных званий).

Чайковский стал одним из самых исполняемых композиторов, с его именем связана деятельность выдающихся музыкантов и артистов всего мира. В ХХ веке влияние его творчества ощутимо в сочинениях разных стилей и жанров. Всё это лишний раз подтверждает тот факт, что жизнь и творчество русского гения стали общечеловеческим достоянием.

Петр Ильич обладал волшебным даром – умением передавать необъятный спектр душевных переживаний человека. Мощь эмоционального потока большинства его сочинений способна оказывать почти магическое воздействие, суть которого обозначил другой гений, Сергей Рахманинов: «Музыка должна идти от сердца и быть обращена к сердцу». Мы отделены от эпохи Чайковского уже полутора столетиями, но его «музыка сердца» по-прежнему жива, нужна и понятна миллионам слушателям по всему миру. Эта музыка вечна.

* * *

Богатая творческая натура Чайковского находила выражение не только в музыке, но и в поэзии. Самым известным его стихотворением является «Ландыши», созданное во Флоренции в декабре 1878 года. Его можно назвать лирико-философской поэмой, в которой через серию встреч и расставаний автора с любимым цветком, переживания широкого спектра эмоций от радости, восхищения и наслаждения, с одной стороны, до горечи и тоски – с другой, передано ощущение неумолимого хода времени и неотвратимая перспектива перехода в вечность. В честь 182-го дня рождения композитора предлагаем посетителям сайта нашего музея послушать фрагменты этого поэтического произведения в исполнении заслуженного артиста России Андрея Серафимовича Погодина, актера МХАТ имени М. Горького. Запись была сделана специально для экспозиции «Чайковский и мир» Музея Чайковского в Москве в 2014 году. Чтение стихотворения сопровождает звучание одной из самых «весенних» сочинений композитора – Панорамы из II действия балета «Спящая красавица».

В фондах Музея музыки хранится рукописная копия стихотворения «Ландыши», которую выполнил брат композитора Модест Ильич Чайковский. Предлагаем её вниманию наших читателей. (прослушать стихотворение)

Тему весны в творческом наследии Чайковского продолжат страницы автографа «Шестнадцати песен для детей» (1883). Этот сборник включает три вокальные миниатюры, посвящённые началу нового цикла жизни природы:  две песни с одинаковым названием «Весна» (№ 3 и № 9) и «Весеннюю песню» (№ 13).