Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

К 183-летию П.И. Чайковского

07.05.2023

«Нет сомнения, что если б судьба не толкнула меня в Москву, где я прожил двенадцать слишком лет, то я бы не сделал всего того, что сделал».

Из письма к Н.Ф. фон Мекк от 24 октября 1878 года

 

Всемирная известность Петра Ильича Чайковского – одно из знаковых явлений современной музыкальной культуры. 7 мая – день 183-летия со дня рождения этого гениального композитора и выдающегося человека.

Биография и творческий путь Чайковского неотделимы от истории развития русской музыки. В день рождения композитора хочется прикоснуться к истокам становления и реализации его музыкального гения, неразрывно связанным с Москвой.

В столице, где Чайковский провёл двенадцать лет (1866–1877), где полностью раскрылся и обрёл признание его композиторский талант, впервые было исполнено и издано более половины его сочинений. Москву по праву можно называть музыкальной родиной Чайковского.

Именно в Москве были задуманы и созданы сочинения, принёсшие Чайковскому мировую известность: в 1877 году в московском Большом театре состоялась премьера балета «Лебединое озеро», в 1868 и 1878 годах под управлением Николая Рубинштейна в Большом зале Российского Благородного собрания впервые прозвучали Первая и Четвёртая симфонии, в 1879 на сцене московского Малого театра был представлен «Евгений Онегин».

В Москве прошли дирижёрские дебюты композитора, началась и успешно осуществлялась его педагогическая и журналистско-просветительская деятельность.

Чайковский был одним из основателей Московской консерватории, активно способствовал организации концертной жизни города, на протяжении многих лет являлся крупнейшей фигурой в кругах московской творческой интеллигенции.

Покинув город в сентябре 1877 года, композитор впоследствии неоднократно возвращался сюда. В 1885 году композитора избрали одним из директоров Московского отделения Императорского русского музыкального общества. Среди различных обязанностей директора главным он считал попечение о Московской консерватории.

Тесная связь с консерваторией сохранялась у композитора и после его ухода с педагогической работы: он принимал активное участие в решении творческих и организационных проблем консерватории до последних дней жизни. В те годы ему не раз предлагалось вернуться в состав профессоров, и даже вставал вопрос о его директорстве (1881, 1885 и 1890); он присутствовал на консерваторских экзаменах (1885, 1888), а в 1885 году был избран Почётным членом Московской консерватории (первый случай в её истории).

 Будучи верным сыном Отечества, Чайковский всегда откликался на значимые события общественной жизни страны, проходившие в столице. Так, композитор сочинил «Кантату к Политехнической выставке в Москве в 1872 году». В 1880 году на освящение Храма Христа Спасителя, воздвигнутого в честь победы в Отечественной войне 1812 года, он написал «Торжественную увертюру “1812 год”». Эти два произведения непосредственно связаны с историей города. Для торжеств по случаю коронации Александра III по заказу Городской думы были созданы «Торжественный коронационный марш», исполненный в Сокольниках, и кантата «Москва», прозвучавшая в Грановитой палате Кремля в 1883 году.

Непреходящая любовь к ставшему для Чайковского родным городу, высокая оценка его значения в собственной жизни выражены в высказываниях композитора за разные годы: «Как бы меня ни ласкали и какие бы удачи ни дались мне в удел в Петербурге, я уж теперь до конца жизни останусь закоренелым москвичом. Так, кажется, бывает со всеми, пожившими в Москве» (1872); «(…) будучи музыкантом, я в то же время гражданин города Москвы и поэтому люблю ее, как лапландец свои снега и дымные юрты» (1872); «Москва продолжает по-прежнему быть мне милой; иногда, особенно в хорошую погоду, она мне кажется столь прекрасной, что я готов целовать камни мостовой» (1882); «(…) сколько бы я ни прожил, где бы ни жил, ничто и никогда не искоренит из моего сердца самой глубокой и горячей любви к Моск[овскому] муз[ыкальному] об[ществу] и консерватории, и благополучие их останется, несмотря ни на какие перемены, весьма близким моему сердцу до самой последней минуты моей жизни» (1890).

Интересно, что родной по духу город, Москва, оказался родным композитору и по историческим корням: прямые предки Чайковского по материнской линии – москвичи. Так, прапрадед композитора, священник Иван Иванович Попов, предположительно родившийся в Москве, служил дьяконом в церкви Феодора Студита, «что за Никитскими воротами» (ныне действующий храм), а его сын Михаил Иванович Попов (прадед композитора) родился в Москве.

Многочисленные московские адреса в биографии Чайковского связаны с местами его проживания и местами проживания ближайших друзей и коллег, с активной творческой и артистической жизнью и общественной деятельностью, досугом и прогулками на природе. В число московских адресов Чайковского входят различные заведения культуры, православные храмы, государственные учреждения, места отдыха и развлечений, частные салоны.

Выдающееся значение Чайковского в истории родного города отмечено увековечением его памяти: в год 100-летия со дня рождения композитора его имя было присвоено Московской государственной консерватории и Концертному залу Московской государственной академической филармонии, одной из улиц (ныне – вновь Новинский бульвар), посёлку в Подмосковье (рядом с Фроловским). В 1958 в Москве состоялся Первый международный конкурс имени П.И. Чайковского, с 1993 года стал проводиться аналогичный молодёжный конкурс. В 1954 году открылся памятник композитору работы скульптора Веры Мухиной, ставший одним из символов отечественного музыкального искусства для всего мира. Имя Чайковского носят Государственный академический Большой симфонический оркестр и Государственный струнный квартет.

В 2007 году в заповедной исторической зоне Москвы, на территории старинной городской усадьбы на Кудринской площади был открыт «Музей П.И. Чайковского в Москве», где Пётр Ильич проживал со 2 сентября 1872 года по ноябрь 1873 года (в доме генерал-майора Александра Казакова). Здесь композитор создал симфоническую фантазию «Буря», музыку к весенней сказке Александра Островского «Снегурочка», оперу «Опричник», Вторую симфонию, романсы и фортепианные пьесы.

Замечательным свидетельством глубокой духовной связи Чайковского с Москвой оказалась его провидческая мечта, высказанная в 1874: «В далеком будущем моему мысленному взору представилась матушка-Москва (…) настоящим европейским городом, центром большой цивилизованной страны, ревнующей о своем родном искусстве, ищущей серьезных художественных наслаждений».