Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

К 190-летию со дня рождения Николая Лескова. Певец народных сказов

16.02.2021

Писатель Николай Лесков родился в селе Горохово Орловского уезда и прожил там до восьмилетнего возраста. В 10 лет мальчик поступил в Орловскую гимназию, где был самым отстающим учеником. Окончить гимназию ему не удалось, но отец, чиновник казенной палаты, определил сына на службу писцом. В возрасте 18-ти лет Лесков переехал в Киев и получил место в Киевской казённой палате, где дослужился до губернского секретаря. Дальнейшая служба в торговой компании давала возможность ездить по России и хорошо изучать быт, нравы и языки народов разных областей страны.

Писать Лесков начал довольно поздно. В 1859 году в журнале «Отечественные записки» была опубликована его статья «Очерки винокуренной промышленности». Первые художественные произведения Николая Лескова — повести «Житие одной бабы», «Овцебык» и роман «Некуда» были написаны в 1863 году, а в следующем, 1864 году, появилась повесть «Леди Макбет Мценского уезда», обличающая дикие нравы купеческой России. Уже в ранних повестях Лескова проявился его неповторимый, только ему присущий художественный стиль. И раннюю повесть «Воительница», и более поздние: «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», «Очарованный странник» отличает легко узнаваемый особый язык — язык народных сказов, неповторимое узорочье русской речи.

Язык «лесковских» сказов словно просится на музыку. Не случайно по трём самым известным произведениям Николая Лескова — «Леди Макбет Мценского уезда» «Очарованный странник» и «Левша» было написано так много музыкальных сочинений: три оперы, балет и музыкальные комедии.

Трудная сценическая судьба выпала на долю оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в 4-х действиях, 9-ти картинах на либретто Шостаковича и Прейса. Молодой композитор работал над оперой в 1930–1932 годах и назвал её «трагической сатирой». Премьера «Леди Макбет» состоялась 22 января 1934 года в ленинградском Малом оперном театре. Музыка Шостаковича вызвала жестокую уничтожительную критику со стороны партийного руководства, и постановка была запрещена на долгие годы. В 1962 году в Москве опера была поставлена в новой авторской редакции под названием «Катерина Измайлова», а в 1978 году в Лондоне состоялась студийная постановка в оригинальном виде с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Мстислава Ростроповича.

Сюжет «Сказа о косом левше» нашёл своё воплощение на балетной и оперной сценах. Автором балета «Левша» в 3-х актах, 9-ти картинах был композитор Борис Александров. Премьера состоялась в Свердловском театре оперы и балета 29 декабря 1954 года. Спектакль оформил художник Борис Кноблок. Позже балет «Левша» шёл и на других сценах: в 1975 году в Московском государственном Детском музыкальном театре, в 1976 — на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени Кирова в Ленинграде. В 1975 году композитор Анатолий Александров создал оперу «Левша».

«Повесть о косом Левше» послужила сюжетной основой и для музыкальных комедий, авторами которых были композиторы Константин Листов, Владимир Дмитриев и Анатолий Новиков.
Оперу «Левша» («Сказ о тульском косом Левше») на собственное либретто создал в 2013 году выдающийся композитор Родион Щедрин. Это не единственное обращение композитора к сюжетам произведений Николая Лескова. В 2002 году он написал оперу для концертной сцены в двух актах для трёх солистов, хора и оркестра «Очарованный странник» также на собственное либретто, а в 2008 году по мотивам оперы создал «Симфонический диптих» для большого симфонического оркестра.

Свою оперу Щедрин посвятил американскому дирижёру и блистательному скрипачу Лорину Маазелю, который назвал оперу «шедевром, обогатившим репертуар классической музыки».
Другое «лесковское» сочинение Родиона Щедрина — «Запечатленный ангел» — написано для хора и имеет жанровое обозначение «Русская литургия. Хоровая музыка по Николаю Лескову для смешанного хора и свирели (флейты)».

В фондах Российского национального музея музыки хранятся сочинения и других авторов на темы повестей Лескова: в фонде гитариста, собирателя цыганского фольклора Николая Кручинина — цыганские песни («музыкальные иллюстрации») к повести «Очарованный странник», а в фонде Юрия Шапорина — «Блоха» с авторским подзаголовком «шутейная сюита для оркестра».
В музейном собрании живописи хранится портрет правнучки Николая Лескова Татьяны Юрьевны Лесковой работы художника Бориса Шаляпина.

Татьяна Лескова — балерина, училась балету в Париже, танцевала в театре Комеди Франсез, работала с известными хореографами, сейчас живёт в Рио-де-Жанейро. В прошлом году ей исполнилось 96 лет. В 1989 году Татьяна Лескова посетила музей своего прадеда в Орле и до сих пор поддерживает связь с музеем. Музею писателя в Орле Татьяна завещала всё своё имущество.

Использованные источники:

Музыкальная энциклопедия. Т.6. М., 1982
https://www.culture.ru/persons/8216/nikolai-leskov
https://russkiymir.ru/publications/253560/

Н.Ю. Тартаковская, главный эксперт по фондам Российского национального музея музыки