«Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: “У нас есть свой русский, национальный театр”. Он, по справедливости, должен называться: “Театр Островского”».
Иван Гончаров
12 апреля 2023 года мы отмечаем двухсотлетие со дня рождения гениального русского драматурга Александра Николаевича Островского, популярность творчества которого в современной культуре сохраняется до сих пор.
Островский – один из создателей русского театра. Пьесы Островского называют энциклопедией русской жизни – в них воплотились народные мифы и национальная история. Панорамный охват наследия драматурга впечатляет: хиты, имевшие огромную популярность при жизни писателя, прочно удерживаются в театральном репертуаре и сегодня – это пьесы «Гроза», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Лес», «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бесприданница», «Бешеные деньги», «Доходное место» и многие другие.
Первая пьеса Островского, попавшая на сцену – «Не в свои сани не садись» была поставлена в Малом театре в январе 1853 года. С тех пор, более тридцати лет, новые пьесы Островского почти каждый сезон ставились в московском Малом и петербургском Александринском театрах, а параллельно издавались в отечественных журналах «Современник», «Москвитянин», «Время», «Библиотека для чтения», «Вестник Европы», «Отечественные записки».
В 1863 году Островский был награждён Уваровской премией за пьесу «Гроза» и избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук. В 1865 году Островский, вместе с Николаем Рубинштейном и Владимиром Одоевским, основал Артистический кружок. В доме Островского бывали многие деятели русской культуры – Иван Гончаров, Дмитрий Григорович, Иван Тургенев, Алексей Писемский, Фёдор Достоевский, Михаил Салтыков-Щедрин, Лев Толстой, Пётр Чайковский и другие. В начале 1870-х было образовано Общество русских драматических писателей и оперныхкомпозиторов с целью защиты их прав в Российской империи, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти. В 1883 император Александр III пожаловал Островскому ежегодную пенсию в три тысячи рублей. В 1885 драматург был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.
Страницы пьес Островского пронизаны музыкой, а постановки спектаклей в драматических театрах при жизни писателя осуществлялись в сопровождении оркестра. Благодаря музыке в спектаклях на сцене оживают социальные пласты русской жизни XIX века – крестьянские, патриархальные купеческие, дворянские, – оживает сам образ русского человека.
Островский от природы был одарён музыкальным слухом, в молодости был превосходным певцом, легко запоминал народные мелодии. В «Записках замоскворецкого жителя» (1847) он подробно описал замоскворецкий быт, среду и жителей, за что был назван «Колумбом Замоскворечья». На музыку в его пьесах сильно повлияли музыкальные впечатления жизни в Замоскворечье, участие в экспедиции по верховью Волги (1856), общение с представителями музыкальных, артистических, театральных кругов Петербурга и Москвы.
Музыкальный инструмент является атрибутом драматического театра Островского. В авторских пьесах присутствуют рожок, свирель, гармонь, балалайка, гитара, фортепиано. Излюбленным инструментом драматурга была семиструнная гитара – часто в пьесах она становилась деталью домашнего интерьера. Под сопровождение гитарного аккомпанемента поют народные песни, романсы – современные городские, классические, цыганские, пляшут «русскую». Гитара легко заменяет балалайку, органично сочетается с простонародной гармошкой и аристократическим фортепиано.
К музыкальному оформлению спектаклей Императорских театров привлекались профессиональные композиторы, такие как Александр Дюбюк, Максим Эрлангер, Павел Бларамберг, Пётр Чайковский. Вдохновляясь колоритным содержанием пьес Островского, некоторые из композиторов решались создавать самостоятельные произведения в жанре оперы. Они оставались в сотрудничестве с автором, и тогда уже сам Островский выступал в качестве либреттиста по собственным пьесам. Среди известных опер по пьесам Островского – «Гроза» Владимира Кашперова, «Вражья сила» Александра Серова, «Воевода» Петра Чайковского, «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова, «Сон на Волге» Антона Аренского и другие.
Благодаря кинематографу, в ХХ веке интерес к творчеству театрального драматурга вспыхнул вновь. В советском кино первым обращением к Островскому стал фильм «Гроза». В дальнейшем знаменитые режиссёры часто экранизировали популярные пьесы – Яков Протазанов, Константин Воинов, Павел Кадочников, Исидор Анненский, Пётр Тодоровский, Владимир Мотыль, Евгений Матвеев, Леонид Пчёлкин, Эльдар Рязанов, Игорь Масленников, Глеб Панфилов. В музыкальном оформлении фильмов активное участие принимали выдающиеся отечественные композиторы – Борис Чайковский, Тихон Хренников, Исаак Шварц, Владимир Дашкевич, Александр Журбин, Евгений Птичкин, Андрей Эшпай, Андрей Петров, Геннадий Гладков. Блестящие актёрские составы, яркое музыкальное оформление, тщательная режиссура – всё способствовало успеху фильмов на отечественном экране.
Мы отделены от эпохи Островского уже полутора столетиями, но его образы по-прежнему живы и понятны современному российскому читателю и зрителю. Глубокое понимание русской жизни, которым обладал Островский, не теряет своей актуальности и в наши дни.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).