Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

К 220-летию со дня рождения В.Ф. Одоевского

13.08.2023

13 августа 2023 года исполняется 220 лет со дня рождения русского писателя, одного из самых разносторонних мыслителей своего времени Владимира Федоровича Одоевского.

Одоевский интересовался химией и математикой, астрономией и медициной, экономикой и юриспруденцией и многими другими областями знаний. «Кто изучал только одну науку, тот ее не знает…» – говорил он.

Но главным увлечением Одоевского была музыка. Он был композитором, пианистом, органистом, одним из основоположников русского классического музыкознания. Музей музыки обладает обширным его фондом, включающим более 800 единиц хранения. Среди них рукописи его сочинений, автографы статей, теоретические работы по гармонии, полифонии и акустике, записи народных песен и образцов древнерусских церковных песнопений.

Менее известно, что кроме композиции и исполнительства Одоевский проявлял активность в сфере изобретательства, где находили применение как его художественные, так и технические склонности.

Известный историк и писатель М.П. Погодин, встретив Одоевского после нескольких лет разлуки, отмечал: «Изобретения, придумывания разных удобств, облегчений продолжались по-прежнему, – в области акустики, гастрономии, домашней жизни: как топить печки, жарить кофе, иметь под рукою нужные книги, увеличивать силу звука».

Так, в фондах Музея музыки хранится написанный рукой Владимира Федоровича рецепт приготовления ветчины «по-вестфальски», а также уникальное издание 1833 года – «Опыт о музыкальном языке, или телеграфе, могущем посредством звуков выражать то, что выражается словами и служит пособием для различных сигналов, употребляемых на море и на сухом пути». То есть это была попытка применить музыкальные звуки и их сочетания для стратегических целей.

К концу 40-х годов относятся первые упоминания о домашнем органе Одоевского, названном им в честь И.С. Баха «Себастьяноном».

В постоянной экспозиции Музея музыки демонстрируется так называемый «энгармонический» рояль (или, как называл его автор «энгармонический клавесин»), сделанный по специальному заказу Одоевского в мастерской А. Кампе в 1864 году. Отличительной особенностью этого инструмента было введение дополнительного ряда клавиш, что привело к делению клавиатуры не по полутонам, а по четверть тонам. Создание необычного инструмента, несомненно, связано с обращением Одоевского к изучению русской народной песни. Энгармонический рояль должен был помочь ему в воспроизведении народных мелодий с их далеким от европейской темперации строем.

«Народный напев, – писал он, – такая же святыня, как и народное слово». Вслед за ним по пути сохранения песенного наследия русского народа пошли такие крупные музыканты, как М.А. Балакирев, А.К. Лядов, Н.А. Римский-Корсаков.

 

Сигейкина Е.Б.