Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

К 225-летию со дня рождения Франца Шуберта

31.01.2022
К 225-летию со дня рождения Франца Шуберта

31 января музыкальный мир отмечает 225 лет со дня рождения Франца Шуберта.

 

 

Более двух столетий отделяет нас от эпохи, в которую жил и творил Франц Шуберт (1797–1828), один из основоположников музыкального романтизма.

225-летие со дня рождения композитора, отмечаемое в 2022 году, – импульс к новому развитию исполнительской и исследовательской «шубертианы». Этому в немалой степени способствует деятельность Шубертовских обществ, работающих в разных странах мира. В нашей стране Шубертовское общество было учреждено в Москве в день рождения композитора 31 января 1994 года. Оно поддерживает постоянный контакт с Венским Международным институтом Франца Шуберта.

Музыкальная одарённость Ф. Шуберта проявилась уже в раннем детстве. В одиннадцатилетнем возрасте, Франц, обладавший красивым голосом и великолепным слухом, был зачислен певчим в венскую Придворную капеллу, и в Конвикт – специальную школу с пансионом, где Венцель Ружичка преподавал ему генерал-бас. А Антонио Сальери, сумев по достоинству оценить выдающееся музыкальное дарование Франца, взял Шуберта к себе на бесплатное обучение, и преподавал ему контрапункт и композицию до 1816 года.

Параллельно с занятиями пением и композицией, юный Ф. Шуберт играет в оркестре Конвикта, благодаря чему знакомится с симфоническими произведениями Й. Гайдна, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена, оказавшими влияние на формирование его собственного композиторского стиля.

Переосмысление старых и формирование новых жанров и форм шло в творчестве Ф. Шуберта параллельно с расцветом музыкального романтизма, и было связано с обретением новых ценностных идеалов. Начиная с Ф. Шуберта, в творчестве композиторов-романтиков обнаруживается стремление построить универсальную психологическую и философско-эстетическую картину мира. Для романтиков не вызывает сомнений необычайно личностный характер чувств, выражаемый музыкой. По их мнению, именно в музыке заключена сущность мира, а в сущности мира заключена музыка.

Вместе с тем во главу угла композиторами-романтиками была поставлена психологическая жизнь индивидуума, разнообразно и многогранно отражённая в вокальной и инструментальной миниатюре, а также в крупных произведениях – от оперы до многочастной симфонии.

Несмотря на то, что Ф. Шуберт прожил недолгую жизнь (всего 31 год), он оставил огромное творческое наследие. Среди его сочинений – оперы и симфонии, камерно-инструментальная музыка и кантатно-ораториальные произведения. Но каким бы выдающимся не был вклад Ф. Шуберта в развитие различных музыкальных жанров, в истории музыки имя его связано, прежде всего, с жанром песни-романса (нем. Lied).

Именно песня стала подлинной стихией Ф. Шуберта, именно в ней он достиг небывалых высот композиторского мастерства. Как справедливо отмечал академик Б. Асафьев, «то, что совершил Бетховен в области симфонии, то – Шуберт совершил в области песни-романса...».

В полном собрании сочинений Ф. Шуберта песни составляют огромную (более 600 произведений) и наиболее значимую часть творческого наследия композитора. Благодаря Ф. Шуберту жанр песни, ранее игравший второстепенную роль, стал равным по значению опере, симфонии, сонате.

Ф. Шуберта не стало 19 ноября 1828 года. Композитор умер от брюшного тифа в возрасте неполных 32 лет после двухнедельной лихорадки. Согласно завещанию Ф. Шуберта, его похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Л. ван Бетховен.

Большую часть шубертовского рукописного нотного материала отыскали Джорд Гроув и Артур Салливан в 1867 году. В XIX и XX веках музыку Ф. Шуберта исполняли все выдающиеся музыканты, и эта традиция продолжается и сегодня, в XXI веке. Причём, каждое следующее поколение исполнителей открывает новые, иные грани в творчестве первого композитора-романтика. Не удивителен и тот факт, что такие выдающиеся композиторы, как Г. Берлиоз, А. Брукнер, А. Дворжак, Б. Бриттен, Р. Штраус, признавали огромное влияние Ф. Шуберта на своё творчество. В 1897 году, к 100-летию со дня рождения Ф. Шуберта, увидело свет первое научное издание всех сочинений композитора, осуществлённое под руководством И. Брамса.

Наряду с жанром песни-романса, Ф. Шуберт поднял на небывалую до того времени высоту также жанр фортепианной миниатюры, занявшей центральное положение в музыке композиторов-романтиков. Весьма значительно и фортепианное сонатное наследие Ф. Шуберта – как по количеству созданных композитором произведений (23 сонаты, включая незавершенные), так и по вкладу в европейское фортепианное искусство.

В фондах Российского национального музея музыки хранятсяизображения Ф. Шуберта, редкие нотные издания, афиши, книги о его творчестве (в том числе, первая монография, написанная немецким музыковедом, музыкальным критиком и композитором Вальтером Дамсом, и первая в нашей стране монография Валентины Конен), многочисленные видео- и аудиозаписи произведений композитора.

Размышляя о романтической эпохе, известный исследователь и теоретик Александр Михайлов назвал XIX век, «который казался и кажется столь близким и понятным, одним из самых загадочных веков новейшей истории». Таким же близким, понятным и вместе с тем неразрешимо загадочным представляется нам и музыкальный романтизм как одно из важнейших явлений искусства XIX столетия. В полной мере это относится и к творчеству Франца Шуберта: стоящий у истоков музыкального романтизма, он по праву считается ключевой фигурой эпохи. Поэтому смысловая интерпретация творчества Ф. Шуберта позволяет глубже осознать суть романтического мироощущения в целом и приблизиться к пониманию образного мира романтической музыки. Именно в этом заключена главная задача новых поколений исполнителей и исследователей шубертовского творчества в XXI веке.

 

И. В. Новичкова,

кандидат искусствоведения,

старший научный сотрудник

Российского национального музея музыки

 

Подписи к иллюстрациям:

 

  1. Франц Шуберт, композитор. По рисунку В.А. Ридера. 1825 г.

Издание Фотографического общества в Берлине.

Берлин, Германия.

Бумага, гелиогравюра

Из фондов Российского национального музея музыки