Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

К 240-летию со дня рождения В.А. Жуковского

09.02.2023

9 февраля 2023 года исполняется 240 лет со дня рождения русского поэта Василия Андреевича Жуковского. Современному читателю он известен, в основном, как старший современник и наставник А.С. Пушкина. Однако Жуковский был одним из выдающихся людей своего времени. Он считается основоположником романтизма в русской литературе; впервые перевёл на русский язык «Одиссею» Гомера, а также произведения Ф. Шиллера, Дж. Байрона и других немецких писателей-романтиков. Автор баллад «Светлана», «Людмила», «Двенадцать спящих дев» и многочисленных стихотворений, Жуковский является автором слов государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни».

В Музее музыки хранится ряд экспонатов, связанных с  творчеством поэта: его автограф – черновик стихотворения «Хочу воспеть любовь»; печатные издания его произведений разных лет (1826, 1895, 1906 и 1918 годов); первое издание его дневников, несколько портретов.

Одним из ценных экспонатов Музея является рукопись кантаты Д.С. Бортнянского «Певец во стане русских воинов», написанная на текст одного из самых ярких стихотворений Жуковского об Отечественной войне 1812 года. Поэт, воодушевленный чувством патриотизма, охватившим в то героическое время все слои русского общества, вступил в московское ополчение и создал сочинение, в котором воспел подлинных победителей наполеоновской армии. Популярность этого произведения была огромна.«Часто в обществе читаем и разбираем «Певца во стане», новейшее произведение г. Жуковского, – писал в своих «Записках» Иван Лажечников, – Почти все наши выучили сию пьесу наизусть… Какая поэзия! Какой неизъяснимый дар увлекать за собой души воинов!»

Творчество Жуковского оказало влияние не только на развитие русской литературы, но и музыки. Современники отмечали «музыкальность» его поэзии. Так, Николай Полевой в «Очерках русской литературы» писал: «Отличие от всех других поэтов — гармонический язык — так сказать, музыка языка, навсегда запечатлело стихи Жуковского... Он отделывает каждую ноту своей песни тщательно, верно, столько же дорожит звуком, сколько и словом...».

Неудивительно, что не только современники Жуковского, но и авторы следующего столетия неоднократно обращались к творчеству поэта. Одними из первых появились романсы М.И. Глинки. Сентиментальная поэзия Жуковского композитору «чрезвычайно нравилась и трогала до слёз». Наиболее известны его романсы – «Ночной смотр», «Пловец», «Бедный певец», «Дубрава шумит», «Победитель». В Музее музыки находится лондонское издание начала ХХ века последнего из них. К стихотворению Й.К. фон Цедлица в переводе Жуковского «Ночной смотр» обратился также Алексей Верстовский, написавший на этот текст Фантазию для голоса и фортепиано. Баллада Жуковского «Двенадцать спящих дев» легла в основу оперы Верстовского «Громобой». В конце XIX столетия композитор Антон Симон посвятил Петру Чайковскому свою симфоническую поэму «Ночной смотр», рукопись которой хранится в музее.

Популярностью у композиторов пользовалась баллада Гёте в переводе Жуковского «Лесной царь». На этот текст А. Аренский и Ю. Сахновский написали произведения для солистов, хора и оркестра. Аренскому принадлежит также кантата «Кубок» на слова поэта. На текст  стихотворения «Паладин» создавали романсы А.С. Даргомыжский и пианист и композитор конца XIX века Н.Е. Шишкин. Стоит упомянуть также романс «Розы расцветают» М.А. Слонова – певца и композитора, друга Рахманинова и Шаляпина, а также произведение для детского хора А.Т. Гречанинова «Мальчик с пальчик».

К стихотворениям Жуковского обращались также А. Рубинштейн, Ц. Кюи, А. Глазунов, М. Ипполитов-Иванов.

Поэзия Жуковского привлекала своей душевностью, теплотой лирического чувства и той «пленительной сладостью стиха», о которой так метко сказал в свое время молодой Пушкин. Плавность, напевность, ритмическая стройность стихов Жуковского делали его баллады, элегии и песни богатейшей сокровищницей вдохновения для композиторов.