«Мало вещей столь чудесных, как праздник Рождества. ... Не так ли надо праздновать и день рождения Бетховена?». Немало музыкантов и любителей музыки согласились бы с этим предложением, потому что для тысяч (а может, и миллионов) людей Бетховен остается не только одним из величайших гениев всех времен и народов, но и олицетворением немеркнущего этического идеала, вдохновителем угнетенных, утешителем страждущих, верным другом в скорби и радости».
Антон Веберн – Альбану Бергу, 1911
В этом году во всём мире отмечается 250-летие со дня рождения великого австрийского композитора Людвига ван Бетховена.
Последний представитель «венской классической школы» в наши дни является одним из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: симфонии, увертюры, квартеты, фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано и для скрипки.
Его творчество стало неотъемлемой частью нашей жизни. В детстве мы поём его песенку «Сурок», затем знакомимся с «Лунной» сонатой и сонатой «Аппассионатой», с замиранием сердца слушаем Девятую симфонию с заключительным хором на слова «Оды к радости» Фридриха фон Шиллера.
Однако жизнь самого Бетховена была далеко не радостной. Отец, певчий в придворной капелле, хотел сделать из него второго Вольфганга Амадея Моцарта. Он часами заставлял сына заниматься игрой на клавесине и скрипке, применяя очень жёсткие методы. Вундеркиндом Людвиг ван Бетховен не стал, однако довольно рано обнаружил композиторское дарование. Из-за бедности семьи он был вынужден в 13 лет поступить на службу: он был зачислен в капеллу как помощник органиста.
Весной 1787 года, во время короткого пребывания в Вене, Людвиг ван Бетховен посетил Вольфганга Амадея Моцарта и привёл его в восхищение своим искусством. После окончательного переезда в Вену в 1792 году он совершенствовал своё композиторское мастерство у Йозефа Гайдна, Иоганна Георга Альбрехтсбергера, Антонио Сальери. Молодой музыкант завоёвывает широкое признание как исполнитель и композитор. В эти годы им были созданы три фортепианных концерта и двадцать сонат, среди которых Восьмая — «Патетическая» и № 14 — «Лунная», название которой дал поэт-романтик Людвиг Рельштаб.
В начале XIX века Людвиг ван Бетховен пишет свою Первую симфонию. Но прогрессирующая глухота, первые признаки которой появились ещё в 1797 году, привела композитора к душевному кризису. Выходом из него стало творчество. 1802–1812 годы — время блестящего расцвета гения Людвиг ван Бетховена. В этот период он создал оперу «Фиделио», музыку к драме Иоганна Вольфганга фон Гёте «Эгмонт», семь симфоний, сонаты для фортепиано, в числе которых № 21 — «Аврора» и № 23 — «Аппассионата», «Крейцерову» сонату для скрипки и фортепиано, квартеты ор. 59, посвящённые графу Алексею Кирилловичу Разумовскому. В произведениях этих лет, отмеченных огромной внутренней силой и оригинальностью замыслов, полностью выявились характерные признаки зрелого «бетховенского» стиля.
Последний период жизни Людвига ван Бетховена ознаменовался новым взлётом его творчества. Центральная для композитора идея борьбы света и мрака обретает в это время подчёркнуто философское звучание. Наряду с созданием таких грандиозных по масштабу монументальных произведений, как Девятая симфония и Торжественная месса, Людвиг ван Бетховен интенсивно работал в области камерной музыки. Последние фортепианные сонаты и квартеты отличаются особо сложным и утончённым музыкальным языком.
Девятая симфония с её финальным призывом — «Обнимитесь миллионы!» стала идейным завещанием Людвига ван Бетховена человечеству и оказала сильнейшее воздействие на симфонизм XIX–XX веков.
Величайшей ценностью собрания Музея музыки являются автографы Людвига ван Бетховена. Это две нотные эскизные тетради за 1802–1803 годы и за 1825 годы. Среди эскизов, находящихся в первой тетради, — темы и отрывки из Третьей симфонии, «Крейцеровой» сонаты, Восемнадцатой фортепианной сонаты, Вариаций на тему из балета «Творения Прометея», оратории «Христос на Масличной горе» и других произведений. Вторая — содержит эскизы квартетов ор. 130 и 132.
Е.Б. Сигейкина, старший научный сотрудник Российского национального музея музыки
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).