50 лет назад, 10 июня 1972 года, в Большом Театре СССР состоялась премьера балета Родиона Щедрина «Анна Каренина». Хореографом-постановщиком и исполнительницей главной роли стала Майя Плисецкая.
Это был не первый опыт трактовки романа Льва Толстого известной четой. Так, в 1967 году вышла экранизация «Анны Карениной»: музыку к художественному фильму режиссера Александра Зархи написал Р. Щедрин, а драматическую роль Бетси Тверской сыграла М. Плисецкая. Именно тогда балерину посетила идея создания балета на музыку супруга. Его балет «Анна Каренина» стал первой хореографической интерпретацией одноименного романа Л. Толстого. Этот спектакль стал также дебютом Плисецкой-хореографа.
Задумывая спектакль, Майя Михайловна обращалась к разным балетмейстерам, но не нашла того, кто взялся бы за первую постановку романа Л. Толстого на балетной сцене. По совету главного режиссера Театра сатиры Валентина Плучека она сама возглавила постановку «Анны Карениной», пригласив в качестве помощников балетмейстеров Н. Рыженко и В. Смирнова-Голованова. Либреттистом будущего балета стал Борис Львов-Анохин, художником-постановщиком – Валерий Левенталь. Для исполнительницы главной роли костюмы создал знаменитый французский модельер Пьер Карден (имя которого, однако, чиновники Министерства культуры не разрешили указать в афише и программке спектакля).
Команда единомышленников поставила перед собой весьма амбициозную задачу – языком музыки, пластики и танца передать многослойный, объемный роман Толстого. В основу драматургии спектакля легли тема рока, трагические сны и предвидения, событийные, музыкальные и пластические контрасты.
Конфронтация внешнего и внутреннего мира героев, противопоставление пустой помпезной светской жизни чувственной экспрессии и тонкой душевной организации Анны стали основой полифонии стилей, «двух музык», предложенных Щедриным. Так, в музыкальной партитуре композитор использовал микроцитаты из сочинений П. Чайковского, совпадающих по времени написания с созданием романа Л. Толстого, демонстрируя связь времен, передавая «аромат эпохи». А в сцене в итальянской опере Щедрин цитирует В. Беллини (дуэт Ромео и Джульетты из оперы «Капулетти и Монтекки»), наслаивая на нее собственную тему, для передачи душевного состояния Анны.
Щедрин, создавший для своей жены в течение многих лет пять балетов, на нотах «Анны Карениной» указал посвящение: «Майе Плисецкой, неизменно».
Путь балета на большую сцену оказался непрост. Министерская комиссия, посмотрев первый прогон еще сырого спектакля, высказала претензии и к неубедительности постановки, и к «шумной» музыке, и к усмотренной эротической составляющей («Анна Каренина валится в неглиже на Вронского»). Однако постановочной группе удалось обойти чиновничье сопротивление, и 10 июня 1972 года премьера состоялась. Балет ждала счастливая сценическая судьба: в Большом театре он прошел более 100 раз, был снят на пленку, ставился и на других сценах Советского Союза. Вскоре композитор переработал музыку балета в симфоническую поэму для концертного исполнения, назвав ее «Романтическая музыка».
В фондах Российского национального музея музыки хранятся материалы, связанные с балетом, среди них – клавир балета и партитура «Романтической музыки», эскизы В. Левенталя к постановке в Большом театре, фотографии с репетиций и спектакля в Большом театре СССР и в Большом театре оперы и балета Узбекской ССР им. А. Навои, грампластинки с записями музыки Р. Щедрина в исполнении Симфонического оркестра Большого театра СССР и Государственного симфонического оркестра СССР.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).