Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

К 80-летию полного освобождения Ленинграда от блокады

27.01.2024

Мы позабыли о тепле,

Перед глазами

Хлеб маячит.

Но люди

На Большой земле

Пусть знают:

В городе не плачут.

 

                                                              Юрий Воронов 

 

27 января – День полного освобождения Ленинграда от нацистской блокады.

Во время Великой Отечественной войны одни советские города оккупировали войска вермахта, другие же, благодаря тяжелым и кровопролитным оборонительным боям Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), противник так и не смог взять. Судьба Ленинграда оказалась не похожей ни на один другой город Советского Союза.

10 июля 1941 года началось наступление группы армий «Север» (командующий – фельдмаршал Вильгельм фон Лееб) на Ленинград. Для его защиты под Лугой строится оборонительный рубеж. Однако удержаться на нем советские войска не смогли. Сопротивление было прорвано в середине августа, к городу устремились немецкие части.

К концу последнего летнего месяца военные силы противника перерезали сначала шоссе, а затем железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. В начале сентября на рубеж старой советско-финляндской границы продвинулись финские войска, а 8 сентября 1941 года подразделения вермахта взяли Шлиссельбург. Советский город на Неве оказался в окружении.

В течение сентября группа «Север» предприняла несколько попыток взять Ленинград, но все они оказались неудачными. И тогда 29 сентября 1941 года появилась Директива Штаба ВМС Германии. Её второй пункт гласил: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса. Финляндия точно так же заявила о своей незаинтересованности в существовании этого города непосредственно у ее новых границ…»[1]. Начинается планомерное уничтожение Ленинграда бомбежками с воздуха, а также артобстрелами.

В августе 1941 года из окружения эвакуируют учреждения культуры. Выехали практически все театры, за исключением театра Музыкальной комедии и Большого симфонического оркестра радиокомитета. Вывозятся экспонаты Эрмитажа, Русского музея и многих других музеев.

В эвакуацию в Молотов (ныне Пермь) выехал театр оперы и балета имени Кирова (Мариинский театр). Отправив с ним свою семью, жену и двоих детей, в оккупированном нацистами Ленинграде остался певец, режиссер-инспектор сцены и хора Исай Дворищин. С 1904 года он работал личным секретарем Федора Шаляпина, был безгранично предан ему. После отъезда артиста из России, Исай Григорьевич остался жить в ленинградской квартире Федора Ивановича на улице Пермской, д. 2б, сохраняя личные вещи, архив и переписку с прославленным певцом. Именно там 65-летнего Дворищина застала блокада.

 Со 2 сентября 1941 года нормы выдачи продуктов по карточкам начинают уменьшаться. 20 ноября вводится минимальная суточная норма выдачи хлеба: рабочим – 250 г, служащим, иждивенцам и детям до 12 лет – 125 г. По свидетельству советского писателя Виталия Бианки, это время в Ленинграде называлось «смертным». Вот как о нем писал переживший блокаду поэт Юрий Воронов:

 

«Наш хлебный суточный паёк

Ладонь и ту не закрывает.

И человек, который слёг,

Теперь – всё чаще – умирает»[2].

 

С декабря 1941 года смертность жителей лишенного продовольствия города начала увеличиваться. В день умирали 4-5 тысяч человек, а в январе цифра возросла до 9 тысяч. На всех кладбищах были вырыты длинные рвы, куда родственники привозили умерших. Их заворачивали в простыню или одеяло и на санках увозили на кладбище. Жители называли их «пеленашками». Не переживших голод и холод хоронили на Волковом, Большеохтинском, Смоленском, Серафимовском, Богословском, Пискаревском, Еврейском, Татарском и Киновеевском кладбищах, а также на кладбище Памяти жертв 9 января. Трупы сжигали в печах кирпичного завода № 1, расположенного на Московском шоссе. Больше всего людей, а это порядка 420 тысяч горожан и 70 тысяч скончавшихся в городе военнослужащих[3], нашли свое последнее пристанище на Пискаревском кладбище.

Еще с осени 1941 года руководством блокадного города решается вопрос о снабжении населения продуктами. С сентября продовольствие доставляется водным путем по Ладоге, в ноябре, когда озеро замерзло, конно-санными обозами, а затем машинами по льду.

Нормы выдачи хлеба в Ленинграде увеличились 25 декабря 1941 года. Теперь рабочие оборонных предприятий получали 350 г хлеба в день, иждивенцы и дети – 200 г. Однако для многих уже сильно истощенных жителей это мало что могло изменить. Ленинградцы вспоминали: «Каждый месяц этого времени имел свою, не единственную, но особую, жуткую примету: санки с «пеленашками» в декабре, не убранные многочисленные трупы в январе, и трупы, убранные в феврале – в штабеля»[4].

А Исай Дворищин, получавший минимальную норму и не имевший в городе ни семьи, ни дополнительного источника питания, ослабел от голода и попал в госпиталь в марте 1942 года. Он не обменял на продукты и не продал ничего из наследия Шаляпина, с собой в больницу взял лишь золотые часы – подарок Федора Ивановича. Дарственная надпись на них гласила: «Верю, милый Исай, в твои дружеские чувства ко мне и люблю тебя. Ф. Шаляпин». В больнице Дворищин скончался от истощения.

Не пережил первую блокадную зиму и известный русский художник, сценограф, иллюстратор Иван Билибин. С 1936 года он преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (ныне Санкт-Петербургская академия художеств). В 1941 году, как только началась война, Иван Яковлевич вместе с женой переселился в профессорское общежитие академии с толстыми сводчатыми стенами, которое называли «профессорским дотом». Один из коллег Билибина вспоминал: «Теперь черные глаза Ивана Яковлевича как-то особенно выделялись на осунувшемся, потемневшем и всегда грустном лице. Он по-прежнему следил за собой; одетый в ватник, неизменно был "при галстуке". "Это нужно, уверяю вас, это помогает", – шутя, говорил он»[5]. Даже в таких условиях, сидя у коптилки, художник продолжал творить, создавая иллюстрации к русским былинам. В феврале 1942 года он начал слабеть, с трудом поднимался с кровати. При этом эвакуироваться отказался наотрез, говорил: «Я из Ленинграда никуда не поеду... Ни за что!.. Да и потом, как же я полечу без своих книг. Нет, нет... это невозможно»[6]. 7 февраля 1942 года в возрасте 66 лет Иван Билибин скончался.

Первый этап эвакуации ленинградцев из города на Неве начался в октябре 1941 года. Тогда водным и воздушным транспортом вывезли примерно 36 тысяч человек. Массовая же эвакуация горожан началась 22 января 1942 года по льду Ладожского озера. Путь по военно-автомобильным дорогам № 101 и 102 назвали «Дорогой жизни». В 1941–1942 годах она проработала 152 дня. Всего по ледовой дороге эвакуировали порядка 550 тысяч ленинградцев и доставили в город более 360 тысяч тонн продовольствия.

В тяжелейшее время блокады удалось выжить великой оперной певице Галине Павловне Вишневской. Осенью 1941 года Гале Ивановой (тогда именно так звали будущую звезду оперной сцены) исполнилось 15 лет. Она проживала с бабушкой Зинаидой Антоновной в городе Кронштадте Ленинградской области. С начала войны вместо школьных занятий Галя училась тушить бомбы-зажигалки и перевязывать раненых. В феврале 1942-го Зинаида Антоновна умерла, девочка осталась одна. Она слабела от голода и холода. Истощенную ее обнаружили во время обхода квартир в поисках живых. Так Галя Иванова попала служить в Ленинградскую армию противовоздушной обороны. Во время бомбежек женщины из отряда ПВО, помимо выполнения основных задач, помогали местному населению, откапывали из-под обломков строений жителей, оказывали первую помощь раненым после бомбежек, расчищали завалы домов и искали погибших. Параллельно Галина начала петь в джаз-оркестре. Артисты выезжали с концертами на корабли Балтийского флота и на позиции Ленинградского фронта. Так началась музыкальная карьера прославившейся в будущем певицы. В 1943–1944 годах (в течение полугода) она училась в Музыкальной школе им. Н. А. Римского-Корсакова, позднее начала петь в Ленинградском областном театре оперетты. Тогда же вышла замуж на морского офицера Георгия Вишневского. Брак быстро распался, но фамилия первого мужа осталась у Галины навсегда.

Всю войну в Ленинграде работал театр Музыкальной комедии. Первые полгода спектакли шли по привычному адресу – на улице Ракова, 13. Однако в декабре 1941 года в здание попала бомба. Театр временно переехал в помещение Государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина (ныне Александринский театр). Там было хорошо оборудованное бомбоубежище, толстые, обеспечивающие безопасность, стены. Спектакли шли почти каждый день. Репертуар мало отличался от довоенного: оперетты и мюзиклы. Артистки выходили на сцену в шелковых плащах и декольтированных платьях, хотя зимой температура в зрительном зале могла опускаться до восьми градусов ниже ноля. Обычно билеты в театр были бесплатными, но иногда организовывались платные концерты. Все заработанные деньги передавались в фонд обороны города. В январе 1942 года театр остался без электричества, артисты начали выезжать с концертами на фронт, в госпитали и на «Дорогу жизни». Одна из актрис театра, Зинаида Габриэлянц, вспоминала, как они ехали с выступлением к работникам ледовой трассы в грузовике, обтянутом брезентом, в тридцатиградусный мороз: «…Восхищённые их подвигом, мы старались хотя бы немного порадовать героев трассы. Два дня, забыв об усталости, выступали на площадках, на автомашинах, всюду, где только было можно…»[7].

В марте в театре Музкомедии снова появилось электричество, постановки возобновились. Во время войны существовало правило: раз уж спектакль заявлен, то он обязательно состоится. Если артист не приходил на выступление, причина была только одна – смерть. Иногда артисты умирали прямо во время спектакля. В журнале дежурного помощника режиссёра можно встретить такие записи: «…После первого акта умер артист хора А. Абрамов... Вечная память…»[8].

Только за первые полгода блокады в театре Музыкальной комедии состоялось 6 премьер. В июне 1942 года поставлена оперетта о советских разведчиках «Лесная быль». Костюмы для спектакля (советскую, а также трофейную немецкую форму) передали моряки Балтийского флота.

Осенью 1944 года удалось восстановить здание театра Музкомедии на улице Ракова, труппа вернулась в родные стены. 919 спектаклей и 1932 концерта за время осады Ленинграда дали артисты театра Музыкальной комедии. Его постановки посмотрели примерно 1 миллион 300 тысяч человек.

В начале Великой Отечественной войны заканчивает работу над своей Седьмой симфонией Дмитрий Шостакович. Осенью 1941 года в блокированном немцами городе композитор завершает работу над первыми двумя частями музыкального произведения, третью дописывает уже в эвакуации в Куйбышеве, куда он выехал вместе с семьей и где уже находился вывезенный из окружения оркестр Большого театра. Премьерное исполнение творения Дмитрия Дмитриевича состоялось 5 марта 1942 года там же, в Куйбышеве.

Но самый знаменитый концерт, во время которого прозвучала Седьмая симфония, состоялся в Ленинграде. Дирижер Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг убедил всех в том, что симфония Шостаковича обязательно должна быть исполнена в окруженном городе. Однако к весне 1942 года в оркестре оставалось всего 15 человек: кто-то находился на фронте, кто-то эвакуировался, кто-то не пережил тяжелую голодную зиму 1941–1942 годов. Для исполнения Седьмой симфонии требовался расширенный состав оркестра. В марте оставшийся коллектив собрался вновь, начались поиски музыкантов. В них Карлу Элиасбергу помогал командующий Ленинградским фронтом Леонид Говоров. По его распоряжению дирижер мог затребовать с фронта любого музыканта. Леонид Александрович также обеспечил оркестрантов дополнительным пайком, поскольку многие из них не имели сил, чтобы держать в руках скрипку или играть на духовых инструментах. В июле 1942 года партитуру симфонии самолетом доставили в город. Репетиции длились по 5–6 часов. Уже 9 августа 1942 года состоялась премьера, во время которой артиллерия Ленинградского фронта открыла шквальный огонь по противнику, отвлекая его на себя. Концерт проходил в Большом зале филармонии, начало назначили на 7 часов вечера. Обстановка торжественная, впервые с начала войны включили все хрустальные люстры. Музыканты облачились в самую разнообразную одежду: кто-то надел ватник, кто-то – китель, дирижер Карл Элиасберг – традиционный фрак. Выступление длилось 80 минут, исполнение симфонии транслировалось по радио, а в городе работали громкоговорители городской сети. Зрители заполнили зал до отказа. Среди них – исхудавшие завсегдатаи филармонии, моряки Балтийского флота, пехотинцы, зенитчики, связисты.

Весь 1942 год предпринимались попытки прорвать осаду. Были проведены две крупные наступательные операции: в январе-апреле – Любаньская, в августе-октябре – Синявинская. К сожалению, обе они не увенчались успехом.

В начале 1943 года войсками Ленинградского и Волховского фронтов проводится операция «Искра», результатом которой стал прорыв блокады Ленинграда и возможность снабжать его по суше. Жизнь горожан постепенно налаживалась. В 1943 году восстановили свою работу многие предприятия, к зиме 1943–1944 годов в 99% домов появилось водоснабжение, действовали 12 трамвайных. Однако, пусть и частично, но осада Ленинграда продолжалась.

Город удалось деблокировать в результате Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции, проведенной с 14 января по 1 марта 1944 года войсками Ленинградского (командующий – генерал армии Л.А. Говоров), Волховского (командующий – генерал армии К.А. Мерецков) и 2-го Прибалтийского фронтов (командующий – генерал армии М.М. Попов).

Наступление РККА началось 14 января 1944 года. Первые удары по противнику в районе Ораниенбаума нанесли части 2-й ударной армии Ленинградского фронта, через день навстречу им двинулась 42-я армия из района Пулково. Уже 20 января в районе города Ропша войска двух армий соединились, а окруженные немецкие части были пленены или уничтожены. 21 января под контроль советских войск взята Кировская железная дорога, освобожден город Мга. 30 января подразделения Ленинградского фронта вышли к городу Луге.

Одновременно с этим с 14 января в районе Новгорода начала наступление 59-я армия Волховского фронта. Несмотря на мощные оборонительные сооружения группы армий «Север» на этом участке, 20 января советские войска освободили Новгород. К 29 января была освобождена Октябрьская железная дорога, восстановлено сообщение города с остальной страной. К концу января противник отступил от Новгорода на разных участках на расстояние 60 – 100 км.

21 января первый секретарь Ленинградского обкома партии А.А. Жданов и командующий Ленинградским фронтом Л.А. Говоров обратились к Иосифу Сталину с просьбой провести 27 января 1944 года в Ленинграде праздничный салют в ознаменование окончательного снятия блокады. В этот день в 8 часов вечера прозвучал первый залп из 324 орудий, установленных на Марсовом поле и на берегу Невы, а также с кораблей Балтийского флота. Всего было произведено 24 залпа. За все время войны это был единственный случай, когда салют проводился в освобождённом городе. До и после салюты всегда звучали в Москве на Красной площади.

Таким образом, официальной датой снятия блокады Ленинграда принято считать 27 января 1944 года.

Споры о числе погибших в Ленинграде во время блокады не утихают до сих пор. Цифры разнятся от 600 тысяч до 1 миллиона человек.

22 декабря 1942 года учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Она стала одной из первых советских медалей военного времени (как и медали «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя» и «За оборону Сталинграда»). Ею были награждены около 1,5 миллионов человек.

Приказом Верховного Главнокомандующего 1 мая 1945 года городу Ленинграду присвоено звание «Город-герой. К 20-летию Победы 8 мая 1965 года Ленинград награжден медалью «Золотая Звезда».

 

Специалист отдела «Мемориальная усадьба Ф.И. Шаляпина»

Малинникова С.В.

 

 



[1] Федеральный архивный проект. Преступления нацистов и их пособников против мирного населения СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Директива Штаба военно-морских сил Германии об уничтожении г. Ленинграда. [Электронный ресурс].URL https://victims.rusarchives.ru/direktiva-shtaba-voenno-morskikh-sil-germanii-ob-unichtozhenii-g-leningrada-29-sentyabrya-1941-g . Дата обращения 16.01.2024.

[2] Tunnel.ru. Поэтическая летопись блокады Ленинграда Юрия Воронова. [Электронный ресурс] URL https://tunnel.ru/post-poehticheskaya-letopis-blokady-leningrada-yuriya-voronova Дата обращения 16.01.2024

[3] Яров С. Повседневная жизнь блокадного Ленинграда. М., Молодая гвардия. 2018. С.173–174.

[4] Яров С. Блокадная этика: представления о морали в Ленинграде 1941–1942 гг. СПб, 2021. С.16.

[5] Голынец C.В. Иван Яковлевич Билибин (Статьи • Письма • Воспоминания о художнике). [Электронный ресурс] URL https://libcat.ru/knigi/dokumentalnye-knigi/biografii-i-memuary/426565-7-s-golynec-ivan-yakovlevich-bilibin-stati-pisma-vospominaniya-o-hudozhnike.html Дата обращения 12.01.2024. С.154.

[6] Голынец C.В. Иван Яковлевич Билибин (Статьи • Письма • Воспоминания о художнике). [Электронный ресурс] URL https://libcat.ru/knigi/dokumentalnye-knigi/biografii-i-memuary/426565-7-s-golynec-ivan-yakovlevich-bilibin-stati-pisma-vospominaniya-o-hudozhnike.html Дата обращения 12.01.2024. С.159.

[7] Музы не молчали. В блокадном городе шла культурная жизнь. АиФ. Санкт-Петербург. [Электронный ресурс] URL https://spb.aif.ru/leningrad/1315767 Дата обращения 16.01.2024

[8] Музкомедия в зоне обстрела. Как театр работал в годы блокады Ленинграда. Санкт-Петербургские ведомости. [Электронный ресурс] URL https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/muzkomediya-v-zone-obstrela-kak-teatr-rabotal-v-gody-blokady-leningrada/ Дата обращения 12.01.2024