Каждый композитор – это индивидуальность. Найти свой голос в многоголосии музыкальных новаций далеко непросто. Микаэл Таривердиев сумел это сделать, создав свой неповторимый стиль, свой узнаваемый музыкальный язык, ярко характеризующий автора.
Микаэл Леонович Таривердиев (1931-1996), армянин по национальности, родился 15 августа 1931 года в Тбилиси. В этом городе с богатейшими музыкальными традициями он учился в музыкальной школе по классу фортепиано, а затем закончил музыкальное училище по классу композиции у Ш. Мшевелидзе. Далее несколько лет занимался в Ереванской консерватории, а с 1953 по 1957 гг. учился в Москве в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных по классу композиции А.И. Хачатуряна. Уже в эти годы молодой композитор написал ряд ярких инструментальных сочинений: Девять новелетт для фортепиано (1953), «Мимолётности» для фортепиано (1953), Сонату для валторны и фортепиано (1954), Концерт для тромбона с оркестром (1954), Концерт для голоса с оркестром (1956), Полифоническое трио (1957), увертюру «К звёздам» (1958).
По окончании учебы, в 1958 году, композитор сразу дебютировал в кино, написав музыку к кинофильму «Юность наших отцов». С этого момента его творческая судьба многие годы была связана с музыкой для кино и театра.
В 1960-е годы М. Таривердиев стал одним из основателей нового направления в музыке. Стилистика музыки «третьего направления» выражалась в объединении классических традиций академической музыки с ритмами и интонациями лёгкой развлекательной музыки, которая затрагивала общечеловеческие проблемы, передавала тонкие душевные переживания людей – такая музыка особенно полюбилась кинозрителям.
За свою творческую жизнь Микаэл Таривердиев написал музыку к 132 кинофильмам, среди которых «Ольга Сергеевна», «Ошибка резидента», «Медный ангел», «Пропавшая экспедиция», «Король-олень», «Пятнадцатая весна». Но имя композитора стало особенно популярным после создания музыки к телесериалам «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С легким паром».
В 1980-е годы композитор вернулся к работе в жанрах академической музыки. Он написал четыре балета, среди которых выделяются «Герника» (1984), «Девушка и смерть» (1986); пять опер: «Кто ты?» (либретто по повести Василия Аксенова), «Пора, мой друг, пора!», «Мандарины из Марокко» (со стихами А. А. Вознесенского, Е. М. Винокурова, Е. А. Евтушенко, Г. Поженяна, Р. И. Рождественского, С. И. Кирсанова, М. Львовского). Композитор М. Таривердиев обращается и к классической опере-буфф «Граф Калиостро» (по мотивам одноимённой повести А. Н. Толстого), ищет новые формы выражения в моноопере «Ожидание (монолог женщины)» (по поэме Р. И. Рождественского).
Интересно, что с его оперы «Кто ты?» начинал своё существование Камерный театр Бориса Покровского. А комическая опера «Граф Калиостро» более 15 лет оставалась одной из самых репертуарных опер этого театра.
В последние годы творчества М. Таривердиев много работал в области инструментальной музыки. Он обратился к барочному полифоническому органному концерту, создал несколько крупных сочинений для органа: концерт для органа «Кассандра» (1985), симфонию для органа «Чернобыль» (1988), концерт для органа «Полифоническая тетрадь» (1988), Четыре пьесы для органа («Отражения», «Движение», «Хорал», «Прогулка в до-мажоре») (1989), Десять хоралов для органа «Подражание старым мастерам», посвящено инфанте испанской Елене (1995).
В жанре камерно-вокальной музыки М. Таривердиев создал более 100 песен и романсов, в частности, Три романса на стихи А. Исаакяна, Два романса на стихи М. Цветаевой («Мой милый, что тебе я сделала?», «Попытка ревности»), «Маленький принц» (слова Н. Добронравова), «Не исчезай» (слова А. Вознесенского). Написал также несколько камерных вокальных циклов: «Акварели» (вокальный цикл на стихи средневековых японских поэтов), «Грустные песни» (на стихи А. Исаакяна), «Садовое кольцо» (на стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова), вокальный цикл на стихи В. Маяковского.
В эти же годы появляется ряд инструментальных сочинений – два Концерта для скрипки с оркестром и «Концерт в романтическом стиле» для альта и струнного оркестра, написанный композитором по заказу альтиста и дирижёра Юрия Башмета.
Музыка Микаэла Таривердиева, вне зависимости от жанра, в котором она написана, всегда узнаваема с первых же тактов – будь то музыка для кино или театра, опера или романс. Композитор всегда искал новые краски выразительности в музыкально-поэтической интонации своих сочинений, находился в постоянном поиске современного, экспериментировал, всегда ставил перед собой новые композиторские задачи.
Творчество композитора Микаэла Таривердиева было заслуженно отмечено и в России, и в мире. Он стал лауреатом 18 международных премий, в том числе премии Американской академии музыки (1975), премии японской звукозаписывающей фирмы «Виктор» (1978). Он возглавлял со дня основания гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России, был художественным руководителем Международной благотворительной программы «Новые имена».
В 1998 году в рамках основного конкурса Открытого российского фестиваля «Кинотавр» была учреждена «Премия за лучшую музыку» имени Микаэла Таривердиева, а с 1999 года в Калининграде регулярно проходит Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева.
В Российском национальном музее музыки есть личный фонд композитора, в который постепенно стекаются материалы его архива. Главное богатство фонда составляют музыкальные рукописи – музыка к фильмам «Ольга Сергеевна», «Король-олень», «Разгром», «10 шагов к востоку», фрагменты оперы «Кто ты?», автографы балета «Герника», Концерта №2 для скрипки и струнного оркестра и Концерта для голоса с оркестром и многое другое. Фонд композитора пополняется.
Микаэл Таривердиев был композитором большого творческого потенциала и огромного дарования. Его творческий багаж составили разнообразные сочинения, которых могло бы быть еще больше, если бы композитор так неоправданно рано не ушел из жизни. Ему было всего 65 лет.
Отмечая сегодня 90-летие со дня его рождения, хочется еще раз вспомнить прекрасную, незабываемую, глубоко философскую, насыщенную глубокими мыслями и такую поэтичную музыку.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).