6 апреля 2024 года исполняется 95 лет со дня рождения Эдисона Васильевича Денисова, советского композитора, общественного деятеля, народного артиста Российской Федерации.
Эдисон Денисов родился в 1929 году в городе Томске, где окончил физико-математический факультет университета и музыкальное училище. В период обучения в Московской консерватории в классе композиции В.Я. Шебалина Эдисон Васильевич Денисов освоил разные стили и жанры музыки. После окончания аспирантуры (1959) он преподавал в Московской консерватории оркестровку и позже композицию.
Его перу принадлежит множество сочинений самых разных жанров: сонаты, концерты, симфонии, сочинения для голоса и оркестра, ансамбли для разных инструментов и составов (от дуэтов и трио – до октетов), от романсов и хоров до электронной и конкретной музыки, от оркестровок музыки Ф. Шуберта и М. Мусоргского до завершения неоконченных сочинений ‑ оперы «Родриг и Химена» К. Дебюсси и религиозной драмы «Лазарь, или Торжество воскрешения» Ф. Шуберта. Среди работ Денисова для театра и кино наиболее известна музыка к кинофильму «Безымянная звезда» и спектаклю «Мастер и Маргарита».
После окончания консерватории молодой композитор изучал музыкальные достижения западноевропейских авангардистов. Кроме того, он увлекался живописными работами импрессионистов, и по его собственному признанию, его музыка выросла из живописи. Это ощущается в большой роли колорита и красочности в его сочинениях, а также графичности мелодических линий и ритмов. В вокальной сюите «Солнце инков» (1964) Э. Денисов проявил себя как создатель «новой музыки». Композитор начал в своем творчестве с неортодоксальности использования додекафонии и серийности, и пришёл к сонорности музыкального мышления, выработав собственный уникальный по звучанию стиль.
В 1970-1980-е годы композитор получил мировую известность. Его сочинения широко исполнялись в Европе. Особую популярность он приобрел во Франции. За рубежом Денисова называли «Моцартом XX столетия», отмечая тонкий лиризм и естественность, и вместе с тем, терпкость его музыкального языка.
Творчество Эдисона Денисова, как Софьи Губайдулиной и Альфреда Шнитке отождествляли с музыкой послевоенного авангарда. И более того, Эдисон Васильевич оказался лидером среди советских авангардистов этого периода. У него обучались и с ним консультировались многие современные композиторы. В 1990 году Э. Денисов организовал Ассоциацию современной музыки ‑ АСМ-2 и стал первым руководителем этого творческого союза.
Однако, как композитор-авангардист Эдисон Васильевич был недооценён на родине. На VI съезде Союза композиторов СССР (1979) сочинения Денисова подверглись резкой критике, и он попал в «чёрные списки» диссидентов. До середины 1980-х годов исполнение его сочинений в нашей стране было под запретом. В этот период композитор создал крупные сочинения ‑ балет «Исповедь» (1984, по роману А. Мюссе) и оперы: «Пена дней» (1981, по роману Б. Виана), «Четыре девушки» (1986, по пьесе П. Пикассо).
Последние два года жизни после тяжелых травм, полученных в 1994 году в автокатастрофе, Денисов жил во Франции, где проходил лечение и продолжал активно работать над новыми сочинениями. Он был удостоен звания «Почетный гражданин города Парижа». Композитор умер в 1996 году. Его творчество навсегда останется образцом смелого, чистого и искреннего искусства.
В фондах Музея музыки хранятся фотографии Эдисона Денисова, печатные издания, афиши, нотные рукописи его сочинений, несколько писем и автографов, а также поздравительные телеграммы Шостаковичу по случаю дня рождения Дмитрия Дмитриевича, большого друга и наставника Эдисона Денисова.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).