Александр Журбин — это уникальное сочетание таланта, высокого профессионализма и душевной энергии, что приносит ему неизменный успех в работе. Его неиссякаемый творческий потенциал уже много лет заставляет композитора трудиться параллельно в двух направлениях. С одной стороны, Журбин — автор более пятидесяти сочинений в жанре академической, «серьезной» музыки. Среди них — четыре симфонии для большого оркестра, вокально-симфонические (в том числе оратория «Земля людей»), камерно-вокальные, камерно-инструментальные сочинения (в том числе очень редкая и так необходимая исполнителям музыка для баяна), концерты для виолончели, фортепиано и скрипки с оркестром и т.д.
С другой стороны, основной ориентир его творчества определила зонг-опера «Орфей и Эвридика», написанная еще очень молодым автором в 1975 году. Этому сочинению суждена была многолетняя слава: зонг-опера получила престижную премию в Великобритании, виниловые пластинки с ее записью проданы тиражом более миллиона экземпляров, вышли четыре издания компакт-диска. Опера «Орфей и Эвридика» вошла в Книгу рекордов Гиннеса как мюзикл, максимальное количество раз сыгранный одним коллективом. Этот уникальный спектакль и сегодня продолжает радовать и восхищать зрителей.
Для музыкального театра композитор создал более тридцати произведений самых разных жанров: камерная опера («Луна и детектив»), музыкальная трагедия («Фьоренца»), детская оперетта («Good health to the Tzar»), музыкальный детектив («Мышеловка»), рок-опера («Король и его три дочери»), мюзикл («Биндюжник и Король», «Блуждающие звезды», «Униженные и оскорбленные», «Чайка», «Цезарь и Клеопатра») и т.д. Автор часто берет классические сюжеты и трактует их в ином, более востребованном современной публикой ключе.
Александр Журбин также широко известен как автор популярных песен и музыки более чем к шестидесяти кинофильмам. Музыку к фильмам композитор начал писать в середине 1970-х. Его мелодии звучат в таких известных кинокартинах как «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Мелодия на два голоса», «Эскадрон гусар летучих», «Бедная Маша», «Предел желаний», «Женатый холостяк», «Колье Шарлотты», «Голова Горгоны», «Джек Восьмеркин — "американец"», «Биндюжник и Король», «Лес». За музыку к кинороману «Московская сага» композитор в 2006 году получил во Франции награду «За лучшую оригинальную музыку к телефильму».
Свою жизнь Журбин связал с несколькими городами. Он родился 7 августа 1945-го в Ташкенте. Там прошли его детство и юность. С Москвой связаны годы учебы в Гнесинском институте, а с Ленинградом — учеба в аспирантуре Ленинградской консерватории и первые годы композиторского творчества. Там же вместе с успехом «Орфея и Эвридики» к нему пришла известность. В 1980-е Александр Журбин работал в Москве. С начала 1990-х — 12 лет жил в Нью-Йорке, где продолжал писать музыку, организовал свой театр «Блуждающие звезды» и сделал еще много полезного для популяризации русской культуры на Западе. В 2001-м году композитор вернулся в Москву.
Творческий багаж Александра Борисовича Журбина на сегодняшний день — это 13 опер, 3 балета, 32 мюзикла (последний — «Куртизанка», 2019 год), музыка к 65 кинофильмам и многое другое. В мае 2017-го в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера его оперы «Метаморфозы любви». А в мае нынешнего года Московский театр оперетты приступил к репетициям его новой работы — мюзикла «Куртизанка», премьера которого вскоре ожидается.
Сегодня, на пороге своего 75-летнего юбилея, Александр Журбин остается востребованным композитором, который обладает удивительным даром — умением делать музыку, даже сложную, понятной и доступной широкому кругу слушателей. Чтобы ни писал Журбин — от песни до симфонии, от квартета до мюзикла — он всегда говорит с аудиторией с желанием быть услышанным. Его мелодии — яркие и запоминающиеся, а жизнерадостная энергия и добрая улыбка автора всегда заражают слушателей хорошим настроением.
О.П. Кузина, научный сотрудник Российского национального музея музыки
ИЛЛЮСТРАЦИИ:
Сцена из зонг-оперы «Орфей и Эвридика»
Сцена из зонг-оперы «Разбитое зеркало, или Новая опера нищих»
Сцена из мюзикла «Пенелопа»
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).