Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Классик современной русской и мировой музыки

16.12.2022

16 декабря композитор Родион Щедрин отмечает свой юбилей

                                                                 

Кажется, ему на роду было написано стать музыкантом. Об этом свидетельствуют и семья, в которой родился будущий композитор, и имя и фамилия Родиона Щедрина, уже при жизни ставшего классиком современной русской и мировой музыки.

Если обратиться к этимологии имени музыканта, следует отметить, что мужское имя Родион, пришедшее на Русь через церковнославянский язык из Византии, является видоизменённой формой древнегреческого имени Иродион, означающего «герой», «героический». Именно так в старину называли церковнослужителей. Не случайно покровителем имени считается святой монах по имени Родос, много лет проживший в одиночестве на далёком острове.

Исследователи творчества Щедрина отмечают, что на формирование и становление личности выдающегося музыканта решающее влияние оказала его семья. Известно, что его дед, Михаил Михайлович Щедрин, служил православным священником в небольшом городе Алексине Тульской области в главном городском храме — Успенском соборе. «Щедринка» — так, с ударением на первом слоге, прихожане называли тропинку, ведущую к церкви, где он нёс службу. Это очень точно выражало её суть: тропинка к церкви, благодаря её настоятелю, действительно, была щедрой — на тёплые летние дожди с радугой и искрящиеся на солнце высокие снега зимой, на добрых соседей и верных друзей, но самое главное — она дарила и детям, и взрослым чувства света, добра и радости... До сих пор в Алексине помнят доброго священника и его супругу, которую горожане ласково называли «матушка Елизавета». 

Отец Родиона Щедрина, Константин Михайлович, родился в селе Воротцы Тульской губернии, но детство провёл также в Алексине. Заметив незаурядные музыкальные способности Константина, его «магнитофонную», как говорили, память (он запоминал музыку с одного раза) и абсолютный слух, великая русская актриса Вера Николаевна Пашенная, часто гостившая с труппой Малого театра в Алексине, отправила его за свой счёт в Москву, где он поступил в консерваторию.  

Успешно окончив Московскую консерваторию, Константин Щедрин заведовал Алексинской музыкальной школой, открывшейся в 1919 году, а также руководил большим смешанным хором. С 1922 года Константин Михайлович постоянно проживал в Москве. Преподавал в музыкальных школах Москвы фортепиано и теоретические предметы; в 1935–1941 годах вёл курс истории музыки в Московской консерватории; после Великой Отечественной войны преподавал в Хоровом училище и читал публичные лекции в крупных аудиториях Москвы. Любовь к музыке Константин Михайлович привил и своему сыну, будущему знаменитому композитору с мировым именем — Родиону Щедрину.

Музыкой Родион был окружён с раннего детства. В 1941 году он выдержал экзамен в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории. Однако с началом Великой Отечественной войны все школы в Москве были закрыты, а семья Щедриных была эвакуирована в Куйбышев (в настоящее время — Самара). В этот же город, как известно, был эвакуирован и Дмитрий Шостакович, завершивший там свою знаменитую Седьмую симфонию; юному Родиону довелось услышать её на генеральной репетиции под управлением дирижёра Самуила Самосуда. Дмитрий Шостакович и Константин Щедрин вели работу в Союзе композиторов: первый — как председатель, второй — как ответственный секретарь. Шостакович заботливо помогал семье Щедриных в трудных бытовых и иных обстоятельствах.

Когда появилась возможность вернуться в Москву, Родиона снова отдали в Центральную музыкальную школу (1943). В конце 1944 — начале 1945 года в Советском союзе открылось новое учебное заведение — Московское хоровое училище. Его создатель и первый директор, известный хормейстер Александр Васильевич Свешников пригласил отца Родиона преподавать в Хоровом училище историю музыки и музыкально-теоретические предметы, а Константин Михайлович, в свою очередь, попросил зачислить на учебу своего сына.

Позднее Родион Щедрин вспоминал: «Пение в хоре захватило меня, затронуло какие-то глубинные внутренние струны… И первые мои композиторские опыты (как и опыты моих товарищей) были связаны с хором».

В 1947 году в Хоровом училище был проведён конкурс композиторских работ. Жюри, возглавляемое Арамом Хачатуряном, присудило первую премию Родиону Щедрину, и это стало его первым заметным успехом в области композиции.

В 1950 году Щедрин поступил в Московскую консерваторию одновременно на два факультета: фортепианный, в класс профессора Якова Флиера, и теоретико-композиторский, в класс профессора Юрия Шапорина.

По словам самого композитора, рояль Якова Владимировича Флиера, которому он в обязательном порядке показывал свои новые опусы, вынес «удары» всех его крупных сочинений. Благодаря пройденной в классе Флиера пианистической школе, Щедрин всю жизнь остаётся концертирующим пианистом, с успехом исполняя свои технически сложные фортепианные произведения.

В классе Шапорина Щедрин прошёл не менее блестящую школу композиторского мастерства. Юрий Александрович никогда не навязывал своим ученикам какого-то единственно правильного пути. Напротив, он был убеждён, что в музыке могут и должны соединяться противоположности.

Родион Щедрин окончил Московскую консерваторию в 1955 году, с отличием, по двум специальностям — композиции и фортепиано; в 1959 году он окончил также аспирантуру по композиции в классе Шапорина. К моменту окончания аспирантуры композитор уже имел в своем творческом багаже Первый фортепианный концерт (с большим успехом исполненный им в 1954 году), балет «Конёк-Горбунок» (1956), фортепианные и хоровые сочинения, Первую симфонию (1958).

Автор более ста пятидесяти опусов, Родион Щедрин является одним из ведущих композиторов современности, охватившим в своём творчестве все музыкальные жанры — от балета, оперы и симфонии до фортепианной и хоровой миниатюры и музыки к кинофильмам, всегда сохраняя при этом свой индивидуальный почерк и стиль. Умея быть разным, Щедрин избрал для себя «путь по центру» (определение В.Н. Холоповой), сохраняя верность лучшим традициям русской и отечественной музыки первой половины прошлого века, и то же время не игнорируя всевозможные авангардные техники композиции второй половины ХХ — начала XXI столетия. Тяготея к своему излюбленному кругу жанров (балет, опера, инструментальный концерт), композитор не избегает и многих других музыкальных жанров, в том числе лёгких, называя свой собственный стиль поставангардным.

Обращает на себя внимание сила новаторской линии в произведениях Щедрина. Он во многом является первым: в обращении к частушке в рамках академических музыкальных жанров (Первый фортепианный концерт и Концерт для оркестра «Озорные частушки», основанные на синтезе традиций фольклора, джаза и академической оркестровой музыки) и пении оркестрантов в симфонических произведениях («Стихира на 1000-летие Крещения Руси» для симфонического оркестра, «Старинная музыка российских провинциальных цирков»), в использовании принципов параллельной драматургии в опере («Мёртвые души») и пространственных эффектов в инструментальной музыке («Геометрия звука» для камерного оркестра), в создании балетов на сюжеты Антона Чехова («Чайка», «Дама с собачкой») и мюзикла на русский сюжет, но на японском языке («Нина и 12 месяцев»). Постоянно экспериментируя с различными музыкальными жанрами и стилями, он придумывает для своих опусов новые жанровые разновидности и их обозначения: например, концерт для поэта, хора и оркестра («Поэтория»), опера для концертного зала («Очарованный странник»), русская хоровая опера («Боярыня Морозова») и русская литургия на канонические церковные тексты по мотивам повести Николая Лескова для хора a cappella и свирели («Запечатлённый ангел»).  

Сегодня Родион Щедрин — один из самых востребованных, исполняемых и публикуемых композиторов современности, музыкант-легенда. Помимо композиторского и исполнительского творчества, музыкант много времени и сил отдал руководству Союзом композиторов России. Общался со многими выдающимися представителями отечественной классики и зарубежной музыки ХХ века: Оливье Мессианом, Леонардом Бернстайном, Кшиштофом Пендерецким, Дмитрием Шостаковичем, Арамом Хачатуряном, Юрием Шапориным… Лучшие свои сочинения Щедрин посвятил своей знаменитой супруге и музе — балерине Майе Плисецкой: это семь опер («Не только любовь», «Мёртвые души», «Лолита», «Очарованный странник», «Боярыня Морозова», «Левша», «Рождественская сказка») и пять балетов («Конёк-Горбунок», «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой»).

Произведения Щедрина исполняли выдающиеся музыканты мира, среди них — Геннадий Рождественский, Лорин Маазель, Марисс Янсонс, Валерий Гергиев, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Никола. Петров, Оли Мустонен, Владимир Ашкенази, Борис Тевлин, Никита Борисоглебский, Екатерина Мечетина. Все вышедшие из-под пера композитора сочинения регулярно издаются двумя крупнейшими мировыми издательствами: «Schott Music» и «Hans Sikorski». Мало кто из композиторов получает такое признание при жизни.

Для XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского в 2011 году, по предложению Оргкомитета конкурса, в качестве обязательного современного произведения в номинации «Фортепиано» Щедрин написал виртуозную концертную пьесу «Чайковский-этюд».

«Я русский человек, все мои корни здесь. Даже окажись я где-нибудь на Огненной земле — остался бы таковым», — говорит о себе Щедрин. Этот код русскости ярко проявил себя и в его композиторском творчестве.

 

 

Творческие заслуги Родиона Щедрина были отмечены многочисленными почётными званиями и премиями: Государственная премия СССР (1972), Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств (1976), Почётный член Общества Ф. Листа (США, 1979), Народный артист СССР (1981), Почётный член Академии изящных искусств ГДР (1982), Ленинская премия (1984), Почётный член Международного музыкального совета (1985), Член Берлинской Академии искусств (1989), Государственная премия России (1992), Премия им. Д.Д. Шостаковича (Россия, 1992), Премия Crystal Award Всемирного экономического форума (Давос, 1995), Почётный профессор Московской консерватории (1997), «Композитор года» Питтсбургского симфонического оркестра (2002), орден «За заслуги перед Отечеством» III и II степени (2002, 2007), Почётный профессор Санкт-Петербургской консерватории (2005), Почётный профессор Пекинской центральной консерватории (2008), лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» (2009), номинант музыкальной премии «Грэмми 2011».

В фондах Российского национального музея музыки хранятся фотопортреты Родиона Щедрина, автографы и нотные издания его произведений, письма, фотографии, программы, афиши концертов… Среди раритетов музейной коллекции — ксерокопия автографа клавира балета «Анна Каренина», фотографии композитора разных лет, а также фотонегативы сцен из спектаклей на музыку Щедрина в постановке Государственного академического Большого театра и Московского Камерного музыкального театра — «Конёк-Горбунок», «Не только любовь», «Кармен-сюита», «Дама с собачкой», «Чайка».

Музей музыки присоединяется к поздравлениям в адрес Родиона Константиновича и желает композитору крепкого здоровья, вдохновения, новых сочинений, жизненного и творческого долголетия!