5 февраля исполняется 115 лет со дня рождения Зары Александровны Левиной. Вся жизнь композитора и пианистки была посвящена музыке. Благодаря ей она служила и справлялась с тяжёлыми, казалось, невыносимыми ударами судьбы. Композиторское творчество Зары Левиной многообразно, она воплотила свои идеи практически во всех жанрах: симфоническом, ораториально-кантатном, камерном. Также у неё много музыки и песен для детей. Она известна как автор более 200 романсов на стихи замечательных поэтов.
Зара Левина родилась в Симферополе, с пяти лет стала заниматься музыкой и вскоре стала сочинять. Заметив талант дочери, родители отвезли 11-летнего вундеркинда в Одесскую консерваторию. Зара с энтузиазмом окунулась в кипучую музыкальную жизнь этого города. Там она познакомилась с И. Браудо, Б. Шехтером, А. Давиденко, К. Корчмаревым, Э. Гилельсом, слушала органиста Т. Рихтера и других музыкантов. С блеском завершила обучение на фортепианном факультете Одесской консерватории, занимаясь параллельно в классе композиции. Тогда же начала концертировать — и соло, и в ансамбле. Её кумирами были А. Скрябин, С. Прокофьев и C. Рахманинов.
В 1925 году Зара Левина поступила в Московскую консерваторию на композиторский факультет и одновременно была зачислена педагогом по фортепиано в техникум имени А.Н. Скрябина, где стала коллегой Д. Кабалевского (позднее они сотрудничали во Всесоюзной комиссии по эстетическому воспитанию детей и юношества). Стремление к самосовершенствованию побудило её посещать дополнительные занятия, которые проводил на дому выдающийся пианист Ф. Блуменфельд, там её потрясла игра В. Горовица.
Потрясения иного рода были связаны у Левиной с попыткой найти общий музыкальный язык с деятелями ПРОКОЛЛа, РАПМа и закончились затяжной болезнью. После ликвидации этих организаций Зара Александровна связала свои поиски нового языка в музыке с ученической группой Н. Мясковского — в 1928 году он стал её учителем композиции. Зара Левина считала мелодическое разнообразие народной музыки неисчерпаемым источником вдохновения для современного композитора, использовала народные мелодические идеи в своих произведениях, создавала обработки народных песен (русских, белорусских, болгарских, итальянских).
Зара Александровна умела восхищаться и глубоко переживать музыкальные удачи других композиторов. Она дружила со многими известными музыкантами, в том числе С. Прокофьевым, Д. Шостаковичем, С. Фейнбергом. Она не придавала значения чинам, званиям и должностям; мало заботилась о том, что диплом Московской консерватории так и не получила — не сдала экзамен по диалектическому материализму. К себе Зара Левина относилась с тонким юмором, что заметно в «Мемуарах», хранящихся в её фонде в Музее музыки.
Лучшие исполнители включали произведения Зары Левиной в свой репертуар. Её первая скрипичная соната была записана Д. Ойстрахом, пьесы для виолончели — С. Кнушевицким. Особую любовь заслужили её романсы на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, С. Есенина, С. Маршака, С. Капутикян, Е. Долматовского, О. Шираза. Их по достоинству оценили как слушатели, так и исполнители: З. Долуханова, Н. Шпиллер, К. Шульженко, Н. Исакова, Е. Кибкало, А. Беседин, В. Иванова.
Зара Левина любила сама аккомпанировать. Музыковед Г. Поляновский писал: «Проникновение композитора не только в поэтический текст, но и в психологический подтекст стихов Есенина — поразительно. Умение по-своему, с необычайной оригинальностью уловить и передать музыкальные интонации, свойственные поэзии Есенина — вызывают чувство восхищения».[1]
Борьбу с формализмом, начавшуюся в 1948 году, Зара Левина воспринимала как личную трагедию, переживала за друзей. Тогда же тяжелая болезнь и ранняя смерть супруга, композитора Н. Чемберджи, омрачили ее жизнь. От отчаяния опять спасала музыка — изматывающая работа для театральных постановок и на радио. В 1950–1960-х годах Зара Левина участвовала в создании первых регулярных музыкальных радиопрограмм, выходивших в эфир из крохотной студии на Никольской улице: «Меня привлекала всегда кипучесть, беспрерывность выдумки, редкая ответственность за эфир, какая-то хорошая утомлённость, когда не успеваешь, а надо!..».[2]
В конце жизни она стала глохнуть, настолько, что «сочинять … приходится каким-то внутренним слухом, и я в себе слышу всё, а вот когда играю, то сливается всё в кашу, но опять-таки я дослышиваю своим воображением»[3], — писала она в письме к Т. Хренникову в ноябре 1975 года.
В 1985 году А. Пахмутова назвала радиопередачу памяти З. Левиной «Абсолютное служение музыке»: «Зара Александровна жила музыкой и в музыке до конца своей жизни. Тяжело больная, она не выпускала пера буквально до последнего вздоха. Весной 1976 года она закончила свое последнее сочинение. В июне её не стало. Последним сочинением Левиной стал Второй фортепианный концерт — итог и творческий, и жизненный. Это сочинение глубоко эмоциональное, содержательное, мастерское, трагичное и вместе с тем исполненное истинной веры в победу добра, отмеченное ярким талантом автора».[4]
[1] ГЦММК. Ф-227-425. Поляновский Г.А. Рецензия на концерт из произведений Левиной. [1974]
[2] ГЦММК. Ф-227-393. Левина З.А. Мемуары. [1960-1967]
[3] ГЦММК. Ф-224-622-1. Левина З.А. Письмо Т. Хренникову от 25.11.1975
[4] ГЦММК. Ф-227-358. Пахмутова А.Н. Абсолютное служение музыке: Текст радиопередачи о Заре Левиной. 1985
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).