Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Композитор света и радости. Арно Арутюнович Бабаджанян

21.01.2021

Арно Арутюнович Бабаджанян родился в Ереване в семье педагогов.

Очень рано проявились его музыкальные способности: уже в трёхлетнем возрасте маленький Арно играл на старой домашней фисгармонии. Арам Хачатурян, однажды посетивший Ереванский детский сад, обратил внимание на талантливого пятилетнего ребенка и настоятельно рекомендовал отдать мальчика в специальную музыкальную школу. Вскоре Арно Бабаджанян был зачислен в группу одарённых детей при Ереванской консерватории, а уже через год сочинил свою первую пьесу «Пионерский марш», изданную в 1931 году. В  двенадцать лет на республиканском конкурсе молодых исполнителей ему был присуждён главный приз. Затем последовало обучение в Ереванской консерватории сразу на двух факультетах: фортепиано и композиции. Через два года, мечтая учиться у выдающегося педагога, представителя русской пианистической школы Константина Николаевича Игумнова, Арно Бабаджанян принял решение поступать в Московскую консерваторию. В 1938 году он сдал на «отлично» все вступительные экзамены, однако зачислен не был — из Еревана пришла телеграмма с требованием вернуть уехавшего без официального разрешения консерватории «беглеца».

По совету Арама Хачатуряна Арно Бабаджанян принял участие в прослушивании у Елены Фабиановны Гнесиной и произвёл своей игрой большое впечатление — его приняли сразу на выпускной курс музыкального училища. Елена Фабиановна обратилась напрямую к председателю совнаркома Армении Араму Пирузяну (находившемуся в то время в столице) и убедила его в необходимости обучения Арно Бабаджаняна в Москве. Через год, успешно окончив (по классу «фортепиано» Елены Фабиановны Гнесиной и по классу композиции В.Я. Шебалина) музыкальное училище, Арно Бабаджанян поступил в Московскую консерваторию. Здесь ярко раскрылся его незаурядный композиторский и исполнительский талант, отмеченный многими музыкантами. Гениальным пианистом, стоящим в ряду лучших исполнителей XX века, считал своего ученика Константин Николаевич Игумнов: «Мой студент Московской консерватории, Арно Бабаджанян, — личность редкой одарённости и талантливости. Помимо композиторского дара он обладает прекрасными исполнительскими, музыкальными и техническими данными… Можно с уверенностью предсказать ему прекрасное артистическое будущее». Дмитрий Шостакович писал об Арно Бабаджаняне: «В очередной раз приходится сожалеть, что он не выступает как пианист. Мир теряет совершенно выдающегося исполнителя». Эмиль Гилельс признался однажды: «К великой радости пианистов, посвятив себя исключительно композиторскому искусству, он тем самым снял с повестки переживаний лучших в мире пианистов исходящую от него вполне объективно «угрозу» конкуренции».

Искусству композиции Арно Бабаджанян учился в Ереване — у известного армянского композитора, профессора Вардкеса Тальяна, в Москве — у профессоров Генриха Литинского и Виссариона Шебалина и впитал как армянскую, так и русскую классические традиции. Арно Бабаджанян окончил композиторский факультет Ереванской консерватории лишь после войны, в 1947 году, а в следующем году он завершил обучение в Московской консерватории по классу «фортепиано» у профессора Константина Игумнова.

Одно за другим из-под его пера выходили симфонические и камерные сочинения: Концерт для скрипки с оркестром (1949), «Героическая баллада» (1950), удостоенная  Государственной премии СССР и вошедшая в репертуар многих известных исполнителей, Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1952) — произведение, названное Дмитрием  Шостаковичем шедевром, «Поэма-рапсодия» для симфонического оркестра (1954), Соната для скрипки и фортепиано (1959), Концерт для виолончели и симфонического оркестра (1962), посвящённый Мстиславу Ростроповичу и впервые им исполненный, фортепианная сюита «Шесть картин», Поэма для фортепиано (1965) и другие. Многие из этих сочинений прочно утвердились в концертном и педагогическом репертуаре, высоко ценились выдающимися советскими музыкантами: Давидом Ойстрахом, Дмитрием Шостаковичем, Мстиславом Ростроповичем, Эмилем Гилельсом и другими.

Творческое наследие Арно Бабаджаняна насчитывает огромное количество произведений самых разных жанров. «Он был настолько многогранный музыкант, что мог делать абсолютно всё», — вспоминала Александра Пахмутова. Однако именно песни принесли композитору наибольшую известность и славу. Наиболее популярные из них: «Королева красоты», «Лучший город земли» (первый советский твист), «Благодарю тебя», «Верни мне музыку», «Голубая тайга», «Не спеши», «Твои следы», «Чёртово колесо», «Свадьба», «Ноктюрн», «Песня первой любви». Эти песни, написанные в творческом сотрудничестве с поэтами Андреем Вознесенским, Евгением Евтушенко, Робертом Рождественским, Анатолием Гороховым, Леонидом Дербеневым, исполняли лучшие эстрадные певцы страны. Самым ярким стал творческий союз Арно Бабаджаняна с Муслимом Магомаевым и Робертом Рождественским.

Все, кто знал Арно Бабаджаняна, запомнили его очень добрым, весёлым и жизнелюбивым человеком и, наверное, могли бы рассказать о нём словами замечательного поэта Андрея Дементьева: «Это был влюблённый в жизнь человек. В нём было столько юмора, человечности, что и сама музыка рождалась из этой доброты. У него было интуитивное чувство прекрасного. Арно Бабаджанян остался композитором света и радости».

Арно Бабаджанян стал единственным композитором Советского союза, удостоенным первого приза и звания «Лучший композитор мира». Это произошло в 1974 году на Третьем международном музыкальном фестивале в Токио. Второй приз получил всемирно известный французский композитор Френсис Лей.

В фонде Арно Бабаджаняна Российского национального музея музыки хранятся его музыкальные рукописи, фотографии, письма, афиши, программы, нотные издания, дипломы и пластинки.

Лучшая память о композиторе — его музыка. Произведения Арно Бабаджаняна уже вошли в золотой фонд мировой музыкальной культуры. И сегодня, в год столетия со дня его рождения, эта прекрасная музыка продолжает звучать и покорять сердца новых слушателей.

Е.Л. Харлова

Научный сотрудник Музея музыки