3 декабря исполняется 110 лет со дня рождения итальянского композитора Нино Роты
Автор музыки более чем к 150 кинофильмам, итальянец Нино Рота (1911 – 1979) известен, прежде всего, как композитор, успешно сотрудничавший с такими выдающимися кинорежиссёрами, как Федерико Феллини, Лукино Висконти, Франко Дзеффирелли, Фрэнсис Форд Коппола. За музыку ко второй части «Крестного отца» Нино Роте вручили заслуженный «Оскар». Его темы любви из музыки к кинофильмам «Ромео и Джульетта» Ф. Дзеффирелли и «Крёстный отец» Ф.Ф. Копполы покорили миллионы слушателей во всём мире, смело шагнув с киноэкрана в самостоятельную жизнь, и образов свой удивительный и неповторимый мир — мир музыки Нино Роты.
Казалось, что ему на роду было написано посвятить себя творчеству. Будущий «король киномузыки» родился 3 декабря 1911 года в Милане, в музыкальной семье. Его дед Джованни Ринальди, в честь которого его назвали (настоящее имя Нино Роты – Джованни Рота Ринальди), был профессиональным музыкантом и композитором, а мать Нино – Эрнеста Ринальди – пианисткой. Под руководством матери Нино начал обучаться игре на фортепиано, и уже в восьмилетнем возрасте почувствовал в себе также тягу к сочинительству.
Нино Рота становится известным вундеркиндом, и уже в одиннадцать лет он прославился как автор оратории «Детство святого Иоанна Крестителя». Оратория была с успехом поставлена в Париже и Милане, и о незаурядно одарённом совсем юном композиторе заговорили.
Нино было всего лишь двенадцать лет, когда он становится студентом Римской консерватории. Спустя три года, он сочинил свою дебютную оперу «Король-свинопас» по сказке Г.-Х. Андерсена, а ещё спустя два года закончил обучение в консерватории с красным дипломом.
В 1930 году Рота, с подачи дирижёра Артуро Тосканини, поступает в знаменитый Кёртисовский институт музыки в Филадельфии, где берёт уроки композиции и оркестровки, а по возвращении в Италию продолжает активно сочинять музыку: из-под его вдохновенного пера с одинаковой легкостью выходят оперные и балетные партитуры, симфонические произведения и киномузыка.
Его роман с кино начался в 1933 году с кинокартины Рафаэлло Матараццо «Treno Popolare» («Популярный поезд»), к которому он написал музыку, – фильму, названному историками кино одним из предшественников итальянского неореализма.
Нино Рота был убеждён, что музыка не должна довольствоваться ролью иллюстрации экранного сюжета, она – неотъемлемый элемент драматургии кинофильма. И лучшим подтверждением верности творческого кредо композитора стали мировая слава и признание, пришедшие к нему после фильмов «Белый шейх», «Дорога», «Ромео и Джульетта», «Рокко и его братья», «Сладкая жизнь», «Крестный отец».
С Нино Ротой сотрудничали самые именитые режиссеры 50–70-x годов прошлого века — Лукино Висконти, Франко Росси, Дамиано Дамиани, Франко Дзеффирелли, Фрэнсис Форд Коппола. Но в полной мере его необыкновенный талант и потрясающая творческая интуиция раскрылись в творческом тандеме композитора с Федерико Феллини. Их встреча стала настоящим подарком судьбы для обоих, а дружба продолжалась целую четверть века и оборвалась только со смертью композитора. Последней их совместной работой стал фильм «Репетиция оркестра». Закончить ее Рота не успел. В 1979 он скоропостижно скончался в Риме от сердечной недостаточности. Имя композитора носит консерватория в городке Монополи — Conservatorio Nino Rota.
Словно следуя совету своего друга — величайшего новатора музыки ХХ столетия Игоря Стравинского, всегда стремившегося жить и творить «con tempo» («вместе со временем»), Нино Рота также умел прислушиваться к Времени, чутко отражая и воплощая его ритмы в своей музыке.
После ухода Нино Роты, и Время, в свою очередь, всё расставило по местам. Сегодня, помимо его широко известной киномузыки, постепенно возрождается интерес ко всему наследию композитора, в том числе, его оперному творчеству. В 2000-х годах в Европе было осуществлено сразу несколько постановок оперы Роты «Волшебная лампа Аладдина», написанной им еще в 1968 году. Она с успехом прошла в Вене, Люксембурге, Лозанне.
Известно, что Нино Рота умел немного говорить по-русски. Своему племяннику Марчелло Роте, ставшему дирижёром, он не уставал повторять: «Марчелло, лучшие в мире музыканты и оркестры — русские, и если тебе посчастливится с ними играть, неплохо было бы знать русский язык…» В 2015 году премьера Роты «Волшебная лампа Аладдина» состоялась на сцене Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Понять секрет музыки Нино Роты, трогающей самые сокровенные струны души, невозможно. Но можно отдаться ей в плен, окунувшись в мир, где можно найти ответы на любые вопросы, если прислушаться к голосу сердца.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).