Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

«Король теноров». 25 февраля исполняется 150-лет со дня рождения великого Энрико Карузо

25.02.2023

Вот уже более ста лет Энрико Карузо – один из символов вокального совершенства, синоним лучшего, что было в оперном искусстве первых десятилетий XX века. Он стал героем многочисленных анекдотов и легенд, книг и художественных фильмов. Благодаря грамзаписям, распространявшимся миллионными тиражами, Карузо достиг всемирной славы, его имя не сходило со страниц прессы, где отслеживались не только его выступления, но и подробности частной жизни.

Коренастый, широколицый, далекий и от канонов мужской красоты и от внешней сладости «душки-тенора», Карузо покорял музыкальной выразительностью и неповторимым лирическим голосом, легко летящим во всех регистрах, со временем «потемневшим» и приблизившимся к баритональному тембру.                

Уроженец Неаполя, выходец из бедной многодетной семьи, Энрико с детства пел в церковном хоре, для заработка выступал с песнями на улице. Среди тех легенд, которыми Карузо щедро делился с журналистами, была и та, что его кормилицей, когда у родной матери пропало молоко, стала некая графиня, и, видимо, благодаря этому у Карузо сформировался такой исключительный голос… и крепкие зубы!

Не имея возможности получить систематическое образование, Карузо брал частные уроки у вокальных педагогов и таким образом развивал природные данные. В возрасте 22 лет певец дебютировал на оперной сцене в Неаполе.

Присущие артисту трудолюбие, честолюбие и требовательность к себе сформировали со временем феноменального артиста – впереди у Карузо были триумфы, когда, неустанно осваивая новый репертуар, он более 25 лет выступал на лучших сценах мира, стал солистом театра «Метрополитен-опера» и снискал славу лучшего из теноров.  Его ранняя смерть в 1921 году потрясла коллег и поклонников, ценивших не только гениального певца, но и человека широкой души и огромного обаяния.

Немало в творческой биографии Карузо было связано с Россией, а в его обширный репертуар входили и произведения русских композиторов – Петра Чайковского, Антона Рубинштейна.

В составе итальянской оперной труппы молодой Карузо гастролировал в России в 1899-1900 годы: здесь он дебютировал, в том числе, в партии Радамеса, ставшей в дальнейшем одной из лучших в репертуаре певца. К этому периоду относится и хранящаяся в фонде Российского национального музея музыки фотография Карузо, сделанная в Буэнос-Айресе, на которой запечатлён молодой темпераментный итальянец с лихо закрученными усами. На обороте Энрико написал тёплые дарственные слова директору выступавшей в России итальянской оперной труппы Антонио Угетти. В то время певец ещё не стал тем «великим Карузо», от которого сходили с ума поклонники и чьи записи продавались миллионными тиражами, но его выступления были отмечены большим успехом у публики и признанием критиков.

В 1901 году в итальянском театре «Ла Скала» Карузо был сценическим партнёром Фёдора Ивановича Шаляпина на первом выступлении русского баса за рубежом. Карузо пел Фауста, а Шаляпин триумфально исполнил Мефистофеля. В дальнейшем певцы – ровесники и абсолютные величины в мире вокала – неоднократно были партнерами на сцене, их связывали дружеские отношения. Карузо и Шаляпина на своём портрете запечатлел польский художник Тадеуш Стыка, присоединив к компании великого баса и великого тенора великого баритона – Титта Руффо. Трое певцов собрались для позирования в конце мая 1912 года в Париже, и их тройной портрет стал потом сверхпопулярным, многократно тиражировался в печати и воспроизводился на открытках к радости многомиллионной армии их поклонников.

Карузо очень любил рисовать карикатуры. Шаржи на известных людей он мог набросать на салфетках, ресторанных меню, на банкнотах и театральных программках. В фонде Музея музыки хранится карандашный набросок, сделанный Карузо на обороте меню ужина 11 января 1905 года. На рисунке певец запечатлел Василия Ильича Сафонова – русского пианиста, дирижёра, педагога, директора Московской консерватории, который в начале 1905 года выступал с концертами в Карнеги-Холл, дирижируя оркестром Нью-Йоркского филармонического общества.

Разнообразные карикатуры Энрико Карузо сначала печатались в нью-йоркском еженедельнике “La Follia”, затем неоднократно издавались отдельными альбомами. В хранящимся в музейном фонде альбоме карикатур Карузо собраны многочисленные автошаржи, карикатуры на современников художника, в основном – музыкантов, но есть среди изображенных и цари, и императоры. Острый карандаш Карузо запечатлел Леонкавалло, Массне, Сен-Санса, Хумпердинка, Тосканини, Малера, Павлову, Сафонова, российского императора Николая II и др. Нашёл воплощение в шаржах своего коллеги и Шаляпин – в ролях Дона Базилио и Мефистофеля. Бруно Зирато, подаривший альбом Шаляпину во время американских гастролей певца, в 1915-1921 годы был личным секретарем Карузо, а в дальнейшем – директором Нью-Йоркского филармонического оркестра.

В фондах Музея музыки хранится большое количество звукозаписей великого тенора. На восковых валиках для фонографов, грампластинках, магнитных плёнках и компакт-дисках запечатлены арии и сцены из опер, романсы и неаполитанские песни. Предлагаем вам послушать записи из фондов Музея – «Серенаду Дон Жуана» Петра Чайковского и песню «Прощай, Неаполь».

 

Чайковский П. "Серенада Дон Жуана". Исп. Э. Карузо (тенор)

 

 

Неаполитанские песни. "Прощание с Неаполем. Песня о море". Исп. Э.Карузо (тенор)