Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Лемешев! Лемешев!

10.07.2022

К 120-летию со дня рождения 

выдающегося  русского  певца

Сергея Яковлевича Лемешева

 

В XX веке в советском обществе сложилась прекрасная традиция слушать классическую музыку. И если не все имели возможность посещать оперные театры или концертные залы, то большая часть населения могла знакомиться со спектаклями, симфонической или камерной музыкой благодаря трансляциям центрального телерадиовещания. Полюбившиеся арии разучивались и пелись дома; на слуху были имена солистов и композиторов. Складывались целые армии поклонников, которые следовали за своим кумиром и благодаря которым кропотливо собирались факты его жизни, сохранялись фотографии и воспоминания.

Примером подобного поклонения и безграничной народной любви стал выдающийся оперный певец, народный артист СССР Сергей Яковлевич Лемешев. Сочетание великолепного голоса, артистизма, обаяния, ума и впечатляющих внешних данных давало ему возможность царить на сцене на протяжении всей своей творческой судьбы. Одна из ее вершин – партия Ленского из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», 500-ое исполнение которой с большим триумфом прошло в 1965 году на сцене Большого театра (спектакль шел в постановке Б. Покровского). В тот день певцу преподнесли миниатюрную лиру, атрибут Орфея, как символ вечного вдохновения и силы искусства.

В какой бы роли ни выступал Сергей Яковлевич (Дубровского в одноименной опере Э.Ф. Направника, Де Грие в «Манон» Ж. Массне или Владимира Игоревича в «Князе Игоре» А.П. Бородина, Герцога в «Риголетто» или Альфреда в «Травиате» Дж. Верди, Вертера в одноименной опере Ж. Массне или Берендея в «Снегурочке» Н.А. Римского-Корсакова), она являлась  высочайшим художественным образцом, была глубоко прожита и отточена музыкантом. Высшим счастьем для него было, «когда искусство проникает в душу и отделяет ее на безмерную высоту от грешной и неприхотливой оболочки», – писал он в своем эссе «Вам, молодые певцы!».

После таких выступлений, вместе с залом стоя аплодировали и хор, и рабочие сцены, и сторожа… Однажды такой горячий прием певца напугал приезжих солистов парижского театра «Гранд-Опера», которые гастролировали в Советском Союзе и вместе с ним участвовали в спектакле. Когда на сцене появился С.Я. Лемешев, зал взорвался такими аплодисментами, что пришлось остановить действие.

Прежде чем стать признанным мастером оперной сцены, Сергею Яковлевичу пришлось пройти суровую жизненную школу, очень схожую с началом пути Ф.И. Шаляпина, которого ему довелось услышать в 1922 году, будучи студентом Московской консерватории.

 С.Я. Лемешев родился 10 июля 1902 года в небольшой деревне Старое Князево бывшей Тверской губернии, в очень бедной семье. Отец певца Яков Степанович выбрал себе в жены девушку без приданного, за это был выгнан из дома. Пришлось молодым наниматься батраками к местному помещику. Вскоре Яков Степанович уехал на заработки в город, и все заботы о семье легли на плечи матери Акулины Сергеевны. Как только Сережа немного подрос, он старался помогать в хозяйстве, мастерски ловил рыбу, собирал грибы и ягоды. На природе, чувствуя себя легко и свободно, он напевал народные песни, которые слышал из уст своей матери и полюбил с детства. Красиво и нежно звучал ее голос: «Уродилась я, как былинка в поле». Только песни эти в основном были протяжные, грустные…

 Первое знакомство с миром музыки, литературы, поэзии произошло в доме Николая Александровича Квашнина, инженера, ученого, организовавшего в Старом Князево ремесленную школу для деревенской молодежи. В ней велись классы по рисованию, а также преподавали литературу, русский язык, историю, географию. Здесь впервые Сергей Яковлевич узнал о Большом театре, выдающихся исполнителях, участвовал в домашних спектаклях; состоялись его первые занятия по вокалу с супругой Квашнина Евгений Николаевной.

Главным событием в жизни С.Я. Лемешева стало поступление в 1921 в Московскую консерваторию в класс профессора Н.Г. Райского. Перед приемной комиссией стоял зрелый юноша, прошедший путь от подмастерья сапожника до курсанта Тверской кавалерийской школы, за широкими плечами которого были испытания нуждой и голодом, одиночеством и непониманием.

 Знакомство с К.С. Станиславским и первые выступления в его Оперной студии под аккомпанемент рояля в будущем помогли певцу в работе над созданием сценических образов.

 После окончания консерватории Сергей Яковлевич принимает приглашение Свердловского театра оперы и балета, в котором работали такие блестящие дирижеры, как Л. Штейнберг, В. Бердяев, И. Палицын, режиссер Н. Боголюбов. Первый премьерный спектакль состоялся 10 октября 1926 года. Лемешев вышел на сцену в роли Берендея (опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»). В этой же партии Сергей Яковлевич дебютировал в Большом театре в 1931 году. Как вспоминал сам артист, огромная сцена Большого ошеломила его и… испугала. Во время мизансцены, где по замыслу режиссера В.П. Лосского «премудрый среброкудрый царь» Берендей  рисует на стене цветы, Лемешев  оглянулся назад и не увидел ни дирижера, ни зрителя, настолько велика была сцена. Пока звучал оркестр, он стал сожалеть о своем отъезде из спокойной мирной деревни Старое Князево, об избрании для себя такой трудной и беспокойной жизни. Но как только он запел, незаметно увлекся, и страхи рассеялись.

В репертуаре певца насчитывалось около 35 оперных партий и около 700 вокальных произведений, среди которых особое место занимали народные песни: «Вниз по Волге реке», «Я на Камушке сижу», «Ни одна во поле дороженька» и другие.

Когда началась Великая Отечественная война, Сергей Яковлевич вместе с другими артистами выступал на мобилизационных пунктах, в госпиталях, во фронтовых бригадах, в воинских частях. Его голос звучал с киноэкрана в фильме «Музыкальная история» режиссера А. Ивановского, вышедшего в начале 1940 года, где певец блестяще сыграл роль таксиста Петра Говоркова.

С.Я. Лемешев принадлежал к культурной элите страны и при этом никогда не забывал о своих корнях, своих родных, возвращался в те места, где он рос, старался воздать должное тем людям, которые помогали ему продвигаться к цели.

 В Российском национальном музее музыки хранится личный фонд С.Я. Лемешева, где можно познакомиться с интересными альбомами, которые были бережно собраны одной из самых преданных поклонниц «лемешисток», как их называли в то время, Ниной Максимовой, впервые услышавшей Лемешева в конце 40-х годов, когда ей было всего 13. В своих воспоминаниях она пишет[1], как иногда, чтобы привлечь внимание Лемешева к себе, «лемешистки» шли на всякие безумства: караулили певца у подъезда, доставали почту из его ящика, вырывали пуговицы и платили гардеробщику чуть ли не 5 рублей за право постоять в его галошах, пока он был на спектакле.

В собрании музея музыки также представлены редкие программы и афиши С.Я. Лемешева, письма, автографы, архивные звукозаписи, личные вещи из семьи великого артиста.



[1]  Максимова, Н. Записки лемешистки / Н. Максимова // Музыкальная жизнь. – 2005. – № 12. – С. 30-31.

 

Список изображений:

1.  С.Я. Лемешев. Фотопортрет.  Москва. 1940.

2. С.Я. Лемешев  среди  учеников класса  профессора Райского Н.Г.  Москва. 1921-1928.

3. С.Я. Лемешев в   партии  Рудольфа из оперы «Богема» Дж. Пуччини. ГАБТ. Москва, 1930-е годы.

4. С.Я. Лемешев в роли таксиста Пети Говоркова.  Кадр из кинофильма «Музыкальная история».  СССР, 1940.

5. С.Я. Лемешев. Москва. 1930-е годы.

6. Встреча С.Я. Лемешева на перроне во время гастролей.  СССР. 1950-е годы.

7. Афиша.  Московская филармония. Большой зал Консерватории.  Концерт певца С.Я. Лемешева, партию фортепиано исполняет С.К. Стучевский. Москва,  20 октября 1944.

8. Лемешев С.Я. - Ленский. Опера «Евгений Онегин».  П.И. Чайковский. Москва. 1955.

9. С.Я. Лемешев с дочерью  Машей на даче. Подмосковье.  1947-1948.

10. С. Лемешев в  роли Берендея. Римский-Корсаков Н.А. Опера «Снегурочка». Москва, Большой театр, 1933.

11.  С.Я. Лемешев в разных ролях. Коллаж. Фото-открытка.

12.  Лемешев С.Я.  В домашней обстановке. Автор  съемки - Хенкин Семён Исаакович. Москва, 1960-е годы.

13.  Программа. ГАБТ СССР. П. Чайковский. «Евгений Онегин». Москва. 1949.

14.   Программы московских театров. № 13. На обложке - бригада Большого театра (с участием Лемешева) в Таловском районе Воронежской области. Фото Е. Игнатовича. Москва. 1950.

15. Грампластинка. Даргомыжский А. Каватина Князя из оперы «Русалка».   Исполняет  С.Я. Лемешев.   Симф. орк. ВРК п/у А.И. Орлова.  

16.   Лемешев С.Я. в роли Владимира.  Направник Э. Опера «Дубровский». Москва. Большой театр. 1951.

17. С.Я. Лемешев. 1930-е годы.

18. С.Я. Лемешев в роли Ромео. Опера Ш. Гуно «Ромео и Джульетта». Москва. 1940-е годы.

19. С.Я. Лемешев в роли Германа в  концерте  мастеров искусств (фильм-концерт). Сцены из оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». Лиза - Л. Масленникова. Москва. 1952.

20. Альбом  Нины Максимовой с фотографиями  С. Лемешева в разных ролях (на обложке:  фото-открытка С.Я. Лемешева в роли Синодала в опере «Демон» А. Рубинштейна. Москва. 1949). Москва, 1950-1970-е годы.

21.  Подставка для веретен конусообразная, деревянная, с росписью. Принадлежала матери С.Я. Лемешева

22. С.Я. Лемешев на сцене концертного зала им. П.И. Чайковского. С  юной слушательницей.  Москва. 1974.



[1] Воспоминания Н. Максимовой «Записки Лемешистки»  напечатаны в журнале Музыкальная жизнь №12 за 2005 год