Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

«Летят и подают нам голоса». Музыка в День памяти и скорби

22.06.2022

22 июня, в день начала Великой Отечественной войны, с 1996 года в России отмечается День памяти и скорби. В этот день приспускаются государственные флаги, вывешиваются флаги с траурными лентами, отменяются развлекательные мероприятия, возлагаются цветы к Могиле Неизвестного Солдата и другим памятникам Великой Отечественной войны.

Российский национальный музей музыки бережно хранит память о жизни, творчестве, подвигах музыкантов в военные годы. В уникальной коллекции музея представлены бесценные памятники грозных лет – автографы и печатные издания произведений, посвященных войне; программы и афиши концертов 1941-45 гг.; письма, дневники, воспоминания музыкантов-фронтовиков; награды, мемориальные предметы, фотографии. Среди них – автографы бессмертных песен «Священная война», «Вечер на рейде», «Темная ночь», «На солнечной поляночке»; Симфонии № 7, «Поэмы о Родине», музыки к кинофильмам «Падение Берлина», «Зоя» и «Молодая гвардия» Дмитрия Шостаковича, «Оды на окончание войны» Сергея Прокофьева, оперы «Под Москвой» и сюиты «Народные мстители» Дмитрия Кабалевского, оратории «Сказание о битве за русскую землю» Юрия Шапорина, «Марша артиллеристов» Тихона Хренникова из кинофильма «В шесть часов вечера после войны», оперетты Анатолия Новикова «Василий Теркин».

Музей хранит редкие нотные издания военных лет – например, сборники песен «В бой, ленинградцы» (1941), «Краснофлотские песни» (1942), сборники фронтовых частушек и сатирических сочинений. 

Среди наград – ордена и медали, врученные за доблестный труд в военные годы И. Дунаевскому, С. Прокофьеву, И. Яунзем, А. Ямпольскому, Д. Ойстраху, В. Барсовой, Н. Мясковскому.

История подвига музыкантов в годы Великой отечественной войны запечатлена в бесценных фотографиях, среди которых – знаменитое изображение Д. Шостаковича на крыше Ленинградской консерватории во время занятий по противовоздушной обороне (1941), фотография первого исполнения песни А. Александрова «Священная война» на Белорусском вокзале (1941), фотографии фронтовых выступлений певцов, вокальных и инструментальных ансамблей, коллективов художественной самодеятельности.   

Фонд Музея музыки также содержит материалы, связанные с сочинением Гимна СССР в годы войны. Вспомним удивительную историю его создания.

Конкурс по созданию Гимна СССР начался в тяжелое для страны время, весной 1942 года, и проходил в несколько этапов. Сначала состязались поэты. В 1943 году даже была выпущена книга под названием «Варианты текстов Гимна Союза Советских Социалистических республик», состоящая из 96 текстов; она была разослана для ознакомления всем членам Политбюро ЦК ВКП(б).

В сентябре 1943 года был утвержден текст будущего Гимна. Его авторами были Сергей Михалков и Габриэль Эль-Регистан. Они отправили письмо Клименту Ворошилову с просьбой привлечь к созданию музыки композиторов Прокофьева и Шостаковича. Резолюция Ворошилова гласила, что к конкурсу будут привлечены все композиторы Советского Союза, «и кто из них даст лучшую музыку гимна, тот и будет автором этого исторического сочинения». Стихи были направлены по адресам композиторских организаций СССР с приглашением к написанию музыки композиторов всей страны. Было сочинено более 300 гимнов, и в октябре-ноябре в Большом театре Москвы начались их прослушивания. В комиссию входили Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов, Климент Ворошилов, Лаврентий Берия, Георгий Маленков.

В Музее музыки есть автографы гимнов, которые написали для участия в конкурсе композиторы Д. Шостакович, Н. Нолинский, Д. Покрасс, И. Гертович, М. Блантер, А. Спадавеккиа, а также вариант гимна, сочиненный совместно А. Хачатуряном и Д. Шостаковичем.

Вглядимся, например, в автографы гимна Д. Шостаковича: в музее представлены ноты для голоса с фортепиано, а также два варианта партитуры для большого симфонического оркестра. Они несколько отличаются друг от друга по мелодии и оркестровке, что свидетельствует о том, сколь упорно работал композитор, как сильно он стремился найти оптимальное звучание. Различия касаются также текстов – в одном случае первая строчка звучит непривычно для слуха: «Свободных народов Союз благородный». По воспоминаниям современников, это словосочетание не понравилось Сталину, и стихотворение стало начинаться строкой «Союз нерушимый республик свободных». 

Певучая мелодия сопровождается маршево-гимническими аккордами, постепенно достигает все более высоких звуков, доходя до самой вершины на словах «Единый могучий Советский Союз»…. 

Как известно, несмотря на несомненные художественные достоинства, гимны Шостаковича, Прокофьева, Блантера, Спадавеккиа не победили в конкурсе – Сталин посчитал наиболее подходящей музыку А. Александрова, которая и сегодня продолжает выполнять эту почетную роль, с новым текстом Сергея Михалкова обретя статус гимна Российской Федерации.

Сегодня, в День памяти и скорби, мы вспоминаем историю военного времени, изложенную в музыкальных произведениях и документах той эпохи, увековеченную в подвигах музыкантов, звучащую в звуках гимна страны, ради которой были отданы жизни талантливых, вдохновенных, бесстрашных людей – наших соотечественников.

 

Иллюстрации:

  1. В. Соловьев-Седой. «На солнечной поляночке». На слова А. Фатьянова. Автограф песни. 1943.
  2. Д. Шостакович. Музыка к кинофильму «Молодая гвардия». Автограф. 1948.
  3. А. Новиков. «Василий Теркин». Оперетта на сюжет поэмы А. Твардовского. Автограф. 1971.
  4. В. Соловьев-Седой. Фотография. 1944.
  5. Д. Шостакович. Гимн СССР. Клавир. Автограф. 1943.
  6. А. Спадавеккиа. Гимн СССР. Клавир. Автограф. Титульный лист 1943.
  7. А. Спадавеккиа. Гимн СССР. Клавир. Автограф. Первая страница нот. 1943.
  8. М. Бернес в фильме «Два бойца». Реж. Л. Луков. Фотография. 1943.

Музыкальные записи:

  1. «Темная ночь». Музыка Н. Богословского, слова В. Агатова. Аудиозапись. Исполняет М. Бернес.
  2. «Журавли». Музыка Я. Френкеля, стихи Р. Гамзатова. Аудиозапись. Исполняет Марк Бернес.
  3. «С чего начинается Родина?». Музыка В. Баснера, стихи М. Матусовского. Аудиозапись. Исполняет М. Бернес.