Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Любимец фортуны. Джоаккино Россини. К 230-летию со дня рождения композитора

01.03.2022

 29 февраля 1792 года родился Джоаккино Россини. В 2022 году весь музыкальный мир отмечает 230 лет со дня рождения великого итальянского композитора.

 

А.С. Пушкин назвал Джоаккино Россини «упоительным», а также «Орфеем» и «баловнем Европы»… Действительно, блистательная слава и мировое признание сопровождали композитора на протяжении всей его творческой жизни. Ему выказывали своё особое расположение монаршие особы, рукоплескала аристократия, дружбы с ним искали многие выдающиеся деятели искусства.

Дарование Джоаккино было многогранным: сын певицы и музыканта оркестра (трубача и валторниста), Россини получил великолепное образование в Болонском музыкальном лицее, став известным певцом, дирижёром и композитором. Уже в четырнадцатилетнем возрасте Дж. Россини был избран членом Болонской музыкальной академии. Вместе со своими современниками – композиторами Г. Доницетти и В. Беллини – Дж. Россини стал создателем искусства бельканто.

В одном из писем, адресованных музыкальному критику Ф. Филиппи, Дж. Россини пишет: «Прежде чем стать композитором, я вынужден был стать виртуозом итальянского бельканто». С детских лет будущий композитор пел в церквях Пезаро, Луго, Болоньи. Казалось, что Джоаккино предначертана карьера певца-виртуоза: обладая прекрасным голосом, он занимался под руководством прославленного певца с европейской славой – знаменитого тенора М. Бабини. Мутировавший голос Дж. Россини со временем превратился в гибкий, подвижный бас-баритон широкого диапазона с теноровой окраской.

Известно, что будучи уже известным композитором, Дж. Россини, тем не менее, не оставлял и карьеры певца, всю жизнь концертируя в различных городах Италии и за её пределами. Как певец, он выступал в апартаментах герцога Веллингтона и князя Меттерниха. Пение Дж. Россини слышал и русский император Александр I – это было в Вероне во время последнего дипломатического конгресса Священного союза в 1822 году. Тогда же композитор был представлен Александру I, которому он преподнес сочиненную им кантату в честь Священного союза. Дж. Россини также сочинил два марша в честь русского императора. В свою очередь, произведения Дж. Россини в России с успехом исполняла признанная певица-любительница – княгиня Зинаида Александровна Волконская, обладавшая изумительным контральто. Одной из её самых удачных ролей был Танкред в одноименной опере композитора.

Автор 38 опер, Дж. Россини завершил эволюцию ведущих оперных жанров – оперы-seria («серьёзной оперы») и оперы-buffa (итальянской комической оперы), и открыл путь для новой народно-героической оперы эпохи романтизма. Восторженный прием публики сопровождал каждое написанное им произведение.

Наделённый редким мелодическим даром, Дж. Россини работал с необычайной быстротой. Глубокое знание вокального искусства и особенностей развития голосового аппарата позволили композитору создать непревзойдённые оперные шедевры с выдающимися вокальными партиями. Кроме того, собственный певческий талант композитора также ярко проявился при написании им партий для прославленных исполнителей – Кольбран, Гарсиа, Ноццари, Ригетти-Джордже и других. Для учащихся Болонского лицея Дж. Россини написал «Сборник вокальных упражнений». А по заказу венского издателя Артария, Дж. Россини написал труд «Практический метод современного пения» («Школа пения», 1822), чтобы не только итальянские, но и другие певцы могли использовать секреты россиниевского бельканто.

Уникальный дар Дж. Россини как оперного композитора – в неистощимой изобретательности мелодий: увлекательных, блестящих, виртуозных. Для певцов его произведения – это ещё и возможность продемонстрировать прекрасное бельканто. Самыми известными и лучшими операми маэстро являются «Севильский цирюльник» и «Золушка» – вершины жанра оперы-buffa, «Вильгельм Телль» – героико-патриотическая опера-seria, в которой Дж. Россини, по его же собственным словам, подал слово «свобода» таким образом, чтобы дать понять, насколько он горячо относится к своей родине, какие благородные чувства возникают в его душе при мысли о ней.

«Севильского цирюльника» Дж. Россини по праву считают также лучшей комической оперой всех времён. Композитор смог найти именно здесь те художественные приёмы, которые открыли путь для дальнейшего развития оперного жанра.

Пезаро, город на Адриатическом побережье, где Дж. Россини появился на свет 29 февраля 1792 года, до сих пор живет с духом этого великого итальянского композитора. Он провозглашен ЮНЕСКО «городом музыки», куда ежегодно на местный Россиниевский фестиваль съезжаются меломаны со всего света.

Имя Дж. Россини носят консерватория и театр, а также улица, на которой он родился. Туристы бродят по «маршрутам Россини», а в ресторанах подаются блюда, сделанные по изобретённым им рецептам или названные в его честь. По мнению исследователей творчества Дж. Россини, ни один из итальянских композиторов ни до, ни после него не создавал музыку подобной красоты, изящества и блеска.

В фондах Российского национального музея музыки хранятсяпортреты Дж. Россини и редкие нотные издания его произведений.

 

 

Подписи к иллюстрациям:

1.Дж. Россини. Портрет композитора

Из фондов РНММ

 

2. Дж. Россини. Речитатив и дуэт Фигаро и Розины из оперы «Севильский цирюльник». Издательство «П. Юргенсон», Москва.

Из фондов РНММ