Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

«Любить искусство более других благ на земле». К 210-летию со дня рождения Александра Сергеевича Даргомыжского

14.02.2023

 

«Артистическое положение моё в Петербурге незавидно. Большинство наших любителей музыки и газетных писак

не признаёт во мне вдохновения. Рутинный взгляд их ищет

льстивых для слуха мелодий, за которыми я не гонюсь.

Я не намерен снизводить для них музыку до забавы.

Хочу, чтобы звук прямо выражал слово.

Хочу правды».

А.С. Даргомыжский

 

Имя Александра Сергеевича Даргомыжского по уровню композиторского мастерства принято ставить в один ряд с Михаилом Ивановичем Глинкой, Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, Петром Ильичом Чайковским. Последний больше всего ценил у Даргомыжского непосредственный мелодический дар и даже находил возможным сопоставить его с Францом Шубертом и Фредериком Шопеном.

Даргомыжский (1813–1869)  – композитор, пианист, скрипач, учитель пения, общественный деятель. Вместе с Глинкой стоял у истоков формирования профессиональной русской классической музыкальной школы. Однако по своему артистическому облику и характеру творчества композитор принадлежал к художникам другого времени и иного склада мышления. Решающим периодом в его развитии стали 40-е годы XIX столетия – время, когда на первый план общественной и культурной жизни вышли представители так называемого «реалистического течения» –  Гоголь, Тургенев, молодой Достоевский. В музыке Даргомыжский пытался сделать то же, что они – в литературе. Для реализма было характерно обращение к новым образам людей простых, не родовитых, стремление к отражению окружающей действительности, которое позже воплотилось в эстетическую программу Даргомыжского, сформулированную в известном высказывании, ставшим его жизненным кредо: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово.  Хочу правды». По мнению Мусоргского, Даргомыжский вошёл в историю, прежде всего, как реалист и «великий учитель музыкальной правды».

Широкую народную популярность Даргомыжскому принесли его оперы, романсы и песни. Оперное наследие композитора не велико: оно включает в себя оперы «Эсмеральда», «Русалка», «Каменный гость» и оперу-балет «Торжество Вакха». Определившей почётное место Даргомыжского в пантеоне музыкальной славы стала его опера «Русалка». Для того чтобы показать в задуманной им опере на сюжет одноименной пьесы Александра Сергеевича Пушкина картину сельской России, передать яркие крестьянские образы, наконец, воспроизвести традиционные русские обряды и поверья, необходимо было ближе познакомится с народной жизнью. В связи с этим участились поездки Даргомыжского в Смоленскую губернию, где располагалось его родовое имение Твердуново. В результате в «Русалке» автор задействовал ценный бытовой и фольклорный материал, собранный им в российской провинции. К нему следует отнести и личные впечатления музыканта, и некоторые народные напевы, и мелодию колыбельной песни «Идёт коза рогатая», которую в детстве ему пела смоленская няня.

Опера «Русалка» увидела свет на сцене Мариинского театра в 1856 году. Её новаторское значение заключалось в том, что главными героями в ней выступали не дворяне и аристократы, а простые люди из народа. Опера понравилась зрителям, выдержав 11 постановок. Успех «Русалки» принёс Даргомыжскому всеобщее признание и укрепил его положение в музыкальном мире. Композитор Александр Николаевич Серов, отец знаменитого портретиста Валентина Александровича Серова, писал после премьеры: «До сих пор наша публика знала отличный талант                 А.С. Даргомыжского только по его романсам (чрезвычайно любимым) и по опере «Эсмеральда», которая была ученическою попыткою двадцатилетнего юноши. Партитура “Русалки” в каждой строке свидетельствует о необыкновенном развитии таланта в её авторе и по многому ставит его наряду с самыми замечательными из современных композиторов».

Эксперимент, предпринятый Даргомыжским в «Русалке», оказался удачным. Ему удалось достигнуть глубокой психологической правды и силы выражения реальных жизненных конфликтов. «Бытовая драма» – так охарактеризовал «Русалку» российский и советский композитор, академик  АН СССР Борис Владимирович Асафьев. Открытия Даргомыжского в области вокального искусства, связанные с интонациями живой человеческой речи, были усвоены и развиты последующими поколениями певцов, в частности Фёдором Ивановичем Шаляпиным. Партия Мельника была одной из любимых и наиболее часто исполняемых в концертном репертуаре артиста. В 1910 году на одном из спектаклей «Русалки» возникло разногласие между солистом и дирижёром по поводу выбора исполнительских темпов. К разрешению спора был привлечён директор Императорских театров, который предоставил Шаляпину право режиссуры всех спектаклей с его участием. Таким образом, опера Даргомыжского в определённой степени повлияла на формирование у великого русского баса репутации режиссёра-постановщика.

Вокальное наследие Даргомыжского охватывает тридцатилетний период, с начала 1830-х до середины 1860-х годов, и включает около 100 песен и романсов. К числу лучших его сочинений относится романс «Ночной эфир струит эфир», в котором небольшое стихотворение Пушкина послужило основой для создания завершённого музыкального произведения. Необычайной колористической тонкостью отличается романс «Вертоград» на пушкинские строки, получивший в позднейших изданиях подзаголовок «Восточный романс». Композитор глубоко переосмысливает распространённый жанр воинской «гусарской» песни в своём романсе «Слеза», превращающимся благодаря богатству декламационных оттенков в целую драматическую сцену. Изяществом, пластичностью музыкального воплощения при очень строгом и бережном отношении к поэтическому тексту пленяют такие вокальные миниатюры, как «Ты и вы», «Юноша и дева», «Я вас любил».

Значительное внимание Даргомыжский уделял общественной и педагогической работе. Он принимает активное участие в деятельности основанного в 1859 году Русского музыкального общества и вскоре становится председателем его петербургского отделения, приложив на этом посту немало усилий для популяризации отечественного искусства, творчества Глинки и молодых талантливых композиторов. В это же время происходит сближение Даргомыжского с редакцией сатирического журнала революционно-демократической направленности «Искра». Идеи и сюжеты для карикатур и сатирических памфлетов, предлагаемые композитором, затрагивали преимущественно явления музыкальной жизни. Деятельность музыканта в качестве педагога-наставника способствовала становлению русской вокальной школы, воспитавшей не одну плеяду выдающихся певцов.

На протяжении почти двух веков искусство Даргомыжского вдохновляет композиторов, дирижёров, вокальных исполнителей. Оно стало крепким связующим звеном между Глинкой, композиторами «Могучей кучки» и Чайковским, олицетворяющим расцвет русской музыкальной классики.