Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Марина Алексеевна Соколова. К Международному женскому дню

08.03.2024

За сто с лишним лет праздник Международный женский день сменил кумачовый цвет митингов на нежные тона мимозы и тюльпанов. Сегодня в России права женщин (по крайней мере, их большинство) защищены, а 8 Марта ассоциируется уже не с демонстрациями и протестными акциями, а с образами женственности, красоты и весны.

Российский национальный музей музыки поздравляет прекрасную половину человечества с праздником и предлагает полюбоваться плодами творчества художника-постановщика Марины Алексеевны Соколовой (1939–1992), наполненными символами женского начала, любви и гармонии. Четыре эскиза, представленные в Музее музыки, созданы Соколовой для объемного мультипликационного фильма «Времена года», снятого по одноименному фортепианному циклу П.И. Чайковского. Режиссёры кинокартины – Иван Иванов-Вано и Юрий Норштейн.

Свой творческий путь Марина Алексеевна начинала в Московском художественно –промышленном училище имени М.И. Калинина (ныне входит в состав РГХПУ им С.Г. Строганова). Окончив его, в 1957 году она поступила во ВГИК, на художественный факультет. Наставником студентки стал тогдашний «патриарх» отечественной мультипликации Иван Петрович Иванов-Вано. Под его же руководством Соколова с 1963 года приступила к работе на киностудии «Союзмультфильм» в качестве художника-постановщика. В искусстве Иван Петрович придерживался русских национальных традиций, был убежден в том, что для воплощения на экране идей и образов, взятых из русского фольклора, требуются иные средства выразительности, нежели прокрустово ложе диснеевской целлулоидной технологии. Мастер широко использовал мотивы народного лубка, лаковой миниатюры, книжной миниатюры, иконописи, резьбы по камню, национальных орнаментов, вышивки, ярмарочной игрушки и т.д.

В 1968 – 1969 годах Марина Соколова приняла участие в создании фильма «Времена года», который воспевает любовь к природе и повествует об отношениях двух влюбленных. Герои едут на лошадях по осеннему лесу (под музыку пьесы Чайковского «Осень»), наблюдают за хороводом опадающих листьев, смотрят на вьющихся в небе птиц, вспоминают о том, как летом они парили на деревенских качелях, провожают улетающих в голубую даль журавлей. Наконец для пары приходит время расставания. Однако зимой влюбленные снова вместе, скачут на тройке лошадей сквозь кружевной белоснежный лес, их сопровождает музыка пьесы «Тройка». Этот фильм является частью анимационного триптиха, наряду с фильмами «Сеча при Керженце» (1971) и «Аве Мария» (1972).

Юрий Норштейн, режиссер и мультипликатор, вспоминает, что для «Времен года» были сооружены большие (1,75 метра в высоту и 3,5 метра в длину) рамы в несколько рядов, на них натягивались кружева, вдоль которых ездила тележка с кинокамерой. За счет многорядности достигалась нужная глубина изображения. Между рамами располагались подвесы, к которым на леске прикреплялись кукольные сани с тройкой лошадей, леска поднималась и опускалась с помощью специальной каретки. Куклы фильма (влюбленные, жители деревни, лошади и т.д.) создавались по образцу русской народной игрушки. Съемочный павильон кукольного отделения «Союзмультфильма» находился тогда в бывшем здании церкви Спаса Преображения на Песках. Храм, знакомый каждому, кто любовался картиной Василия Поленова «Московский дворик», изображен на этом полотне на заднем плане.

Параллельно с работой в анимационном кино Марина Алексеевна с 1964 года участвовала в создании театральных постановок (балет-пантомима «Сказка о солдате и чёрте» в Большом театре), а после 1971 года полностью посвятила себя театральной деятельности. Ее творческая биография насчитывает более 70 спектаклей, часть из которых она готовила вместе с мужем – художником театра и кино Валерием Левенталем. Постановки проходили не только в театрах Москвы, но и в других российских городах, а также за рубежом. В фондах Музея музыки хранится большое количество театральных эскизов Соколовой и Левенталя, в частности, к опере С.С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», опере Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила», балету Р.К. Щедрина «Конек-Горбунок», опере В.А. Моцарта «Волшебная флейта», балету С.С. Прокофьева «Золушка», опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин» и к другим музыкальным произведениям.