Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

120 лет со дня рождения Марлен Дитрих

27.12.2021

27 декабря исполняется 120 лет со дня рождения дивы немецкого и американского кинематографа, знаменитой актрисы и певицы Марлен Дитрих.

Марлен Дитрих (настоящее имя – Мария Магдалена Дитрих) родилась в Шёнеберге, ныне район Берлина, в 1901 году в семье лейтенанта полиции Луи Эриха Отто Дитриха и его супруги, немецкой аристократки Вильгельмины Фельзинг.

В семье маленькую Марию Магдалену звали Лена или Лене, примерно в возрасте 11 лет она соединила два своих имени Марию и Лене, в результате чего получилось судьбоносное имя Марлен.

Марлен с ранних лет увлекалась музыкой, в школе для девочек она начала изучать игру на лютне, но предпочла впоследствии обучение игре на скрипке. В связи с событиями Первой мировой войны и потерей отца, который разбился, упав с лошади, юной Дитрих приходилось несколько раз уезжать из Берлина вместе с мамой и сестрой, сначала в Дессау, потом в Веймар, где она училась игре на скрипке в школе фрау фон Штайн. В 1921 году Марлен снова возвращается в Берлин, где продолжает заниматься у профессора Роберта Райца.

Но посвятить свою жизнь карьере скрипачки было не суждено, мечты играть в оркестре разбились после тяжелой травмы запястья. Поработав всего один месяц в оркестре, аккомпанирующем немым фильмам, Дитрих из-за сильных болей в руке решается окончательно бросить скрипку и заняться вокалом у известного берлинского преподавателя Оскара Даниэля, параллельно обучаясь актерской игре, танцам и чечётке в драматической школе Макса Рейнхардта, что впоследствии позволило ей получить работу в кабаре.

Кинодебютом Марлен Дитрих стала небольшая роль в фильме «Маленький Наполеон» (1922). А в 1923 году на съемках фильма «Трагедия любви» Марлен знакомится со своим будущим и единственным мужем Рудольфом Зибером, через год у них рождается дочь Мария. В 20-х годах карьера Дитрих растет вверх, она снимается в нескольких фильмах, прежде чем состоится ее судьбоносная встреча с режиссером Джозефом фон Штернбергом.

Фон Штернберг приезжает в Берлин в поисках артистки на роль певицы кабаре Лолы-Лолы в свой фильм «Голубой ангел». Сценарий для тех лет был слишком смелый, и фон Штейнберг находит в пухленькой Дитрих ту энергию откровенной сексуальности и обольщения, которая требуется для роли Лолы-Лолы.

Премьера «Голубого ангела» состоялась 31 марта 1930 года и стала сенсацией. Фильм возымел огромный успех у аудитории.

Заглавная песня, которую Дитрих исполнила в нём, Falling in Love Again (Can’t Help It), до сих пор считается одной из её величайших песен, которую перепевали затем The Beatles, Билли Холидей, Нина Симон, Марианна Фэйтфулл, Патрисия Каас и другие известные исполнители.

На Марлен Дитрих обратили внимание американские кинопроизводители и кинопрокатчики. Студия Paramount Pictures предложила контракт.

Творческий союз Марлен Дитрих с режиссером Джозефом фон Штернбергом продлился пять лет, за которые было совместно создано шесть картин.

Фон Штернберг не только открыл миру великую актрису, но и повлиял на её имидж. Согласно голливудским преданиям, именно очень личные отношения между режиссером и Дитрих сформировали её роскошный экранный образ. Фон Штернберг «вдохнул жизнь в это ничто», – писала Дитрих в своей автобиографии. «Я была не чем иным, как податливым материалом в бесконечно богатой палитре его идей». Ей было сказано выщипать брови, осветлить волосы и наносить румяна, похудеть на 15 килограмм, а на носу рисовать серебряную линию, чтобы уменьшить его ширину, но и это еще не всё… Поговаривали, что ради более отточенного образа Марлен удалила крайние зубы, чтобы выделить скулы. Студийное освещение, которым Дитрих всегда занималась сама, добавило магии, так родилось «лицо Дитрих».

С экрана Дитрих очаровывала и притягивала к себе внимание зрителя, будь то в образе яркой танцовщицы кабаре Лолы-Лолы или же наоборот по-немецки холодной, андрогинной мадемуазель Эми Джолли в фильме «Марокко».

Главные роли в лирических и экзотических картинах, таких как «Марокко», «Шанхайский экспресс», «Белокурая Венера» и «Дьявол – это женщина», сделали загадочную актрису с красивыми длинными ногами настоящей сенсацией и легендой мира кино. Дитрих стала ответом Paramount Studios Грете Гарбо в 1930-х годах.

В 1935 году сотрудничество Дитрих с режиссером фон Штернбергом закончилось. Paramount Studios вложила большие средства в звезду, но кассовые сборы не приносили особого дохода. Она начала работать с другими режиссерами и студиями.

В 1937 году во время съемок фильма «Рыцарь без доспехов» в Великобритании к Марлен Дитрих обратились представители нацистской партии с предложением вернуться на родину в Германию и сниматься в немецких фильмах, используя её образ в пропаганде нацизма. Иоахим фон Риббентроп, тогдашний посол в Великобритании, доставил личное приглашение от Адольфа Гитлера. Дитрих очень любила Германию и в особенности родной Берлин, но она наотрез отказалась от предложения, так же и от немецкого гражданства, подав документы на гражданство США. Фильмы с ее участием были немедленно запрещены в Германии. А в 1939 году она стала гражданкой Соединенных Штатов.

Будучи активной антифашисткой во время Второй мировой войны она выступала на фронте, а часть своих гонораров отдавала на нужды солдат. Она была награждена Медалью Свободы и удостоена звания кавалера Французского Почетного легиона.

После войны кинокарьера Дитрих пошла на спад за исключением сыгранных ею прекрасных ролей в фильмах Билли Уайлдера «Свидетель обвинения» (1958) и «Нюрнбергский процесс» Стэнли Крамера (1961).

В 50-х годах началась её новая успешная карьера в качестве певицы и конферансье. Марлен Дитрих гастролировала по миру, исполняя свои «фирменные» песни Falling in Love Again, Where Have All the Flowers Gone и Lili Marlene. Турне длилось от Нью-Йорка до Лас Вегаса, от Парижа и Лондона до Тель Авива и Берлина. В 1964 году Марлен Дитрих дала несколько концертов и в Советском Союзе – в Москве и Ленинграде.

 Тогда же случилась история, которая покорила сердца советских людей и еще больше укрепила любовь к этой удивительной и яркой женщине. Дело в том, что Марлен Дитрих призналась встречавшим ее советским журналистам, что очень хотела бы познакомится с писателем Константином Паустовским. Как оказалось, она прочитала все его произведения и для нее он любимый писатель, рассказ «Телеграмма» произвел на нее огромное впечатление.

 Во время выступления Дитрих в Центральном Доме Литераторов в зале оказался Константин Паустовский. Ему передали пожелание великой актрисы, и уже плохо видящего и перенесшего в недавнем времени инфаркт Константина Георгиевича привезли в ЦДЛ прямо из больницы. Он поднялся на сцену к своей обожательнице, и когда это случилось, Марлен Дитрих не смогла выразить словами всю благодарность, она преклонилась на колени и поцеловала руку смутившемуся писателю. Она объяснила это тем, что прочитала много книг, но ни одно произведение не производило на нее такого впечатления как «Телеграмма» и она мечтала поцеловать руки, которые это написали.

 В фонде фотонегативов Музея музыки хранятся 2 негатива, запечатлевшие приезд Марлен Дитрих в Москву, которая в 1964 году дала концерт в Государственном театре эстрады в Москве. Эксклюзивные снимки были сделаны фотографом Семеном Исааковичем Хенкиным.

 Судьба распорядилась так, что Марлен Дитрих долгое время жила за пределами своей родины в США, во Франции, но она навсегда осталась одной из самых значимых и великих немецких актрис. Имя Марлен Дитрих стало первым увековеченным на Бульваре звезд в Берлине.