8 ноября исполняется 135 лет со дня рождения композитора Юрия Александровича Шапорина (1887–1966), автора оперы «Декабристы», ораторий «Сказание о битве за Русскую землю» и «Доколе коршуну кружить?», романсов, хоров, музыки к спектаклям и фильмам.
Одно из лучших произведений Юрия Шапорина – симфония-кантата «На поле Куликовом» на стихи Александра Блока. Первое исполнение произведения состоялось 18 ноября 1939 года в рамках программы «Декады советской музыки». Газеты широко откликнулись на это событие.
Критики увидели в стиле композитора самобытное продолжение традиций русской классической музыки. Утончённый лиризм сочетался с патриотическим пафосом и масштабностью художественных решений. Композитор отмечал: «Я ввёл в музыкознание термин музыкально-сценическая полифония [...] этим термином уже широко пользуются».
Путь Юрия Шапорина к музыкальному образованию был долгим. Только в 1913 году, с блеском окончив Санкт-Петербургский университет, он смог осуществить свою мечту учиться в консерватории. Александр Глазунов выхлопотал ему частную стипендию. Сохранилась фотография с тёплой дарственной надписью: «Многообещающему музыканту Юрию Александровичу Шапорину на память от искреннего его доброжелателя».
Имея за плечами университетские занятия на юридическом и историко-филологическом факультетах, Шапорин обладал широким кругозором и превосходил своих консерваторских сокурсников в способности глубоко мыслить. В тот период он имел опыт написания духовных песнопений.
После перерыва в учёбе, вызванного призывом в действующую армию, Юрия Шапорин окончил консерваторию в 1918 году и серьёзно увлёкся театральной жизнью, сотрудничал с театрами. Им было музыкально оформлено более 60 спектаклей. Затем была работа в кино.
Удавались Шапорину и камерные вокальные сочинения. Он писал переложения народных песен. Получили признание его циклы романсов на стихи Замятина, Тютчева, Блока, Пушкина (5 романсов, в том числе ставшее широко известным «Заклинание», посвящённое памяти дочери, «Под небом голубым», 1937).
Во время Великой отечественной войны Юрий Алексанрович был в эвакуации в Нальчике, затем в Тбилиси и Фрунзе: в 1941-1942 годах руководил Ансамблем красноармейской песни и пляски. В 1944 году он написал ораторию «Сказание о битве за Русскую землю» на стихи Константина Симонова и других поэтов.
Единственная опера композитора «Декабристы» на либретто Всеволода Рождественского, по мотивам произведений Алексея Толстого (1953), посвящена историко-революционной теме. Композитор работал над ней не одно десятилетие: опера давалась трудно и композитору, и постановщикам.
В последние годы жизни Юрий Шапорин создал ораторию «Доколе коршуну кружить?» (1963) на стихи Блока, Рылеева, Симонова и Исаковского, и несколько фортепианных сочинений. Им оставлены также статьи по разным вопросам русской и советской музыки.
Шапорин много занимался общественной работой, музыкально-просветительской деятельностью; выступал в печати как критик. С 1939 года и до последних дней жизни он вёл класс композиции и инструментовки в Московской консерватории. Среди его учеников – столь разные композиторы как Родин Щедрин, Евгений Светланов, Николай Сидельников, Александр Флярковский, Газиза Жубанова, Рустем Яхин и другие.
Память о выдающемся музыканте живёт в последующих поколениях. На доме, где он жил в Москве, установлена мемориальная доска. Одной из московских детских музыкальных школ было присвоено имя Юрия Александровича Шапорина – в ней был создан музей композитора.
Список иллюстраций
1. Ю. А. Шапорин за роялем. Фотопортрет. Москва, 1953
2. А. К. Глазунов в кресле. Фотопортрет. Фотоателье «Reissert & Fliege». Дарственная надпись: «Многообещающему музыканту Юрию Александровичу Шапорину на память от искреннего его доброжелателя. А. Глазунов. 25 Июля 1911 г. Ялта». Санкт-Петербург
3. Ю. А. Шапорин. Духовные песнопения. «Достойно есть». Для хора с фортепиано. Нотное издание. Стеклография с рукописного текста
4. Ю. А. Шапорин. Духовные песнопения. «Вечная память». Для смешанного хора. Автограф
5. Ю. А. Шапорин «Под небом голубым». Романсы на слова А. С. Пушкина. Для голоса с фортепиано. Л.: Музгиз, 1937. Обложка нотного издания.
6. Ю. А. Шапорин «На поле Куликовом». Симфония-кантата для солистов, хора и оркестра. Партитура. Отрывок. Автограф
7. «Декада советской музыки. У рояля Прокофьев и Шапорин». Рисунок-шарж Н. Радлова. Вырезка из газеты. Москва, 26 ноября 1939
8. Ю. А. Шапорин, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев. Фотография. Тбилиси, 1942
9. Программа концерта Ансамбля красноармейской песни и пляски Окружного дома Красной Армии ЗакВО. Художественный руководитель – Ю. А. Шапорин. [Тбилиси, 1942]
10. Программа концерта в Большом зале консерватории. Вокально-симфонический вечер. В программе: Ю. Шапорин «Сказание о битве за Русскую землю». Стихи К. Симонова, А. Суркова, М. Лозинского, С. Фейнберга. Оратория для солистов, хора и оркестра. Исполнители: Госоркестр СССР под управлением А. Гаука. Объединённый хор Ленинградской Государственной Академической хоровой капеллы и Республиканской русской хоровой капеллы. Москва, 1943-1944
11. Ю. А. Шапорин. Отрывки из оперы «Декабристы». Для пения с фортепиано. М.: Музгиз, 1950. Обложка нотного издания
12. Ю. А. Шапорин. Опера «Декабристы». Картина «У Рылеева». Клавир. Автограф
13. Ю. А. Шапорин. «Доколе коршуну кружить?». Оратория для солистов, хора и оркестра. Переложение для пения и фортепиано. М.: Советский композитор, 1963. Обложка нотного издания
14. Ю. А. Шапорин читает газету, сидя на лавочке в Доме творчества композиторов «Руза». Фотопортрет. Фотограф – Э. Я. Аарне. Руза, 1953
15. Ю. А. Шапорин в последние годы жизни. Дом творчества композиторов «Руза». Фотопортрет. Фотограф – К. А. Хренникова. Руза, 1960-е
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).