Не секрет, что каждый из нас любит смотреть кинофильмы и мультфильмы, причём это любят делать все без исключения и независимо от того, сколько лет человеку. Смешные и добрые, трогательные и грустные — они не оставляют равнодушными никого: ни взрослых, ни малышей.
Задумывались ли Вы когда-нибудь о роли музыки к кинофильмам и мультфильмам? Бывает, что музыка является в них лишь вспомогательным фоном для основного действия, однако есть и большое количество фильмов и мультфильмов, где музыка предстаёт перед зрителем во всём своём великолепии, выступая в роли действующего лица, а порой и главного персонажа. Музыка и кино — две неотъемлемых составляющих одного целого. Они были вместе с самого начала существования кинематографа.
Композитора Михаила Зива по праву можно назвать мастером музыки к кинофильмам и мультфильмам. Достаточно вспомнить, что его музыка звучит в таких фильмах, как «Первые радости» (1956), «Баллада о солдате» (1959), «Чистое небо» (1961), «Дни хирурга Мишкина» (1976), «Прощание славянки» (1985). Михаил Павлович — автор музыки к мультфильмам «Приключения барона Мюнхаузена» (1967), «Чуня» (1968), «Крокодил Гена» (1969), «Незнайка в Солнечном городе» (1976), «Свинопас» (1980).
Выпускник Московской государственной консерватории по классу композиции (класс Дмитрия Борисовича Кабалевского), Михаил Зив на протяжении четырёх с половиной десятилетий успешно работал в художественном, анимационном и научно-популярном кино. В качестве композитора он впервые дебютировал в 1948 году, написав совместно со своим учителем музыку к кинофильму «Первоклассница». Среди других сочинений Михаила Зива — опера-буффа «Сын королевского министра» (1973); детская опера «Лопушок у Лукоморья» (1975); оперетта «Настоящий мужчина» (1965); балет «Первая любовь» (1966); оратории «День моей Родины» (слова А. Алексина, 1951), «Были-небылицы» (по Л. Толстому, 1971); сочинения для оркестра: 3 симфонии (1946, 1960, 1968), 2 симфониетты (1958 — Лирическая, 1962 — Пионерская); поэма «Баллада о солдате» (1960); сюиты; 2 струнных квартета (1945, 1955); фортепианный квинтет (1947), а также произведения для фортепиано, для виолончели соло, для хора а-капелла, для голоса и фортепиано, различные песни.
В фондах Российского национального музея музыки хранятся многочисленные фотографии из архива композитора, а также переписка и пригласительные билеты на его авторские вечера и вечера с его участием. Среди фотографий есть фотография «М. Зив в гостях у Хренниковых». Михаил и его жена Софья дружили с семьёй Тихона Хренникова — не только выдающегося композитора ХХ столетия, обладавшего редким мелодическим даром, но и не менее выдающегося музыкально-общественного деятеля и руководителя, который на протяжении 43-х лет возглавлял Союз композиторов СССР.
Участник Великой Отечественной войны, Михаил Павлович Зив, помимо композиторского творчества, занимался также педагогической деятельностью — в 1944–1953 годах он преподавал теоретические предметы в музыкальном училище при Московской консерватории. В 1979 году он был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
По мнению исследователей отечественного кинематографа, советское кино в 1960–1980-е годы было одним из лучших в мире. Если в отдельных аспектах кинопроизводства мы, нужно признать, в чём-то уступали Голливуду, то в сфере киномузыки отставания точно не было, как, впрочем, нет его и сейчас. Советские композиторы, среди которых необходимо назвать и Михаила Зива, сочинили огромное количество замечательных мелодий, и российские композиторы в наше время с честью продолжают эту эстафету.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).