Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Многогранная жизнь Николая Черепнина: к 150-летию композитора

15.05.2023

«Мой отец, Николай Черепнин, был выдающимся композитором, блестящим дирижером и великим педагогом. Я нежно любил его. Он был нервным человеком, жил под давлением чрезвычайно плотного графика дирижирования операми, концертами, преподавания и сочинительства. Когда он был дома (а это случалось не часто), я никогда не осмеливался прикоснуться к пианино. Он знал, что я учусь игре на фортепиано, но никогда не слышал моего исполнения, [потому что ему] не хватало времени… [Хотя] мой отец был чрезвычайно успешным, он чувствовал, что карьера музыканта изматывает нервы, и надеялся, что меня это не коснется» [5, с. 4].

Александр Черепнин –
композитор, пианист, теоретик музыки

 

Пусть сейчас имя Николая Николаевича Черепнина (1873–1945) – не первое имя, что приходит в голову при рассуждениях об искусстве рубежа XIX–XX веков, однако, для своих современников этот музыкант был одной из самых значимых и востребованных фигур. Его деятельность в равной степени сочетала в себе амплуа композитора, дирижера и педагога.

Николай Черепнин. Санкт-Петербург, 1906.

 

Интересуясь новыми художественными исканиями и передовыми тенденциями в искусстве, Черепнин приобрел репутацию одного из самых прогрессивных композиторов своего времени. Будучи еще студентом Петербургской консерватории, он всеми силами стремился попасть в класс композиции к Николаю Римскому-Корсакову, где получил мощную подготовку в русле сочетания традиции и современных течений: «Николай Андреевич  охотно беседовал с нами на разные музыкальные темы, – вспоминал об учителе Черепнин, – он делился богатой сокровищницей своего музыкального вкуса и постоянно отзывался в классе на те или иные явления музыкальной жизни, будь то концерты, оперные спектакли, новые музыкальные произведения в свете и т. п. Римский-Корсаков сиживал иногда среди нас на репетициях симфонических концертов и делился с нами своими впечатлениями. Его критические суждения, всегда глубоко обоснованные, ловились нами, как говорится, “на лету” и были весьма значительным вкладом в наше музыкальное развитие» [4, с. 30].

 

Выпуск теоретико-композиторского класса Николая Римского-Корсакова. Сидят (слева-направо): Иван Крыжановский, Николай Черепнин, Николай Римский-Корсаков. Стоят (слева-направо): Василий Калафати, Федор Акименко, Василий Золотарев. Санкт-Петербург, 1900.

 

В консерваторские годы жизнь Черепнина была полна интересных знакомств. Композитор посещал музыкальные собрания издателя и мецената Митрофана Беляева, куда входили такие крупнейшие фигуры музыкального мира, как Александр Скрябин, Анатолий Лядов, Александр Глазунов и Сергей Танеев; являлся членом кружка «Вечера современной музыки», в деятельности которого участвовал художник Александр Бенуа. Знакомство с братьями Бeнуа можно считать одним из ключевых моментов жизни и творчества Черепнина. С семьей старшего брата его связали родственные узы – композитор женился на дочери Альберта Бенуа Марии. Общение музыканта с Александром Бенуа, в свою очередь, оказало влияние на другую сторону его бытия: благодаря их совместной работе Черепнин сблизился с группой «Мир искусства». Это объединение было одним из главных символов культуры рубежа веков и провозглашало своим девизом идею «L’art pour l’art» (искусство ради искусства). Другими словами, мирискусники стремились вернуть искусству эстетическую ценность, объявляя его самоценным и свободным от тенденциозности. По словам одного из участников этой группы, Мстислава Добужинского, «Мир искусства» был «объединением друзей, связанных одинаковой культурой и общим вкусом» [2, с. 317]. Идейным вдохновителем содружества и организатором, продвигавшим деятельность кружка, был Сергей Дягилев. Он создал в Париже собственную антрепризу под названием «Русские сезоны» с целью продвижения русской культуры в европейский художественный контекст. Начиная с выставок, Дягилев пришел к созданию и постановкам балетов на музыку композиторов-соотечественников, где были задействованы самые прогрессивные хореографы, художники и музыканты.

Первым композитором, к которому обратился импресарио в самом начале театрального проекта «Русских сезонов» был Черепнин. Именно его балетом «Павильон Армиды» в 1909 году открылся первый, триумфальный сезон дягилевской антрепризы.

 

Анна Павлова в роли Армиды из балета Николая Черепнина «Павильон Армиды». Санкт-Петербург, 1913.

 

Николай Черепнин Фантастический балет «Павильон Армиды». Прижизненное нотное издание авторского переложения для фортепиано. Издательство «М.П. Беляев в Лейпциге», 1909.

 

Помимо непосредственного создания музыкального оформления для постановок Дягилева («Нарцисс и Эхо», 1911; «Маска Красной смерти», 1915), Черепнин на протяжении пяти лет выступал в качестве ведущего дирижера «Русских сезонов» (1909–1914).

Черепнин стоял за дирижерским пультом в самых разных точках мира – помимо Парижа, спектакли русского балета под его управлением проходили в Лондоне, Риме, Берлине и Монте-Карло. В России музыкант принимал участие во всех самых значимых для того времени событиях. Его внук Петр в интервью делился: «Дедушка был дирижером Русских симфонических оркестров, организатором камерных концертов, концертов Русского музыкального общества, летних концертов в Павловске, дирижером в Мариинском театре... В Петербургской консерватории, где он был профессором с 1905 года, он основал первый в России класс дирижирования. Среди его учеников был Сергей Прокофьев» [1].

 Как преподаватель Николай Черепнин был очень популярен. Прокофьев вспоминал: «К Черпнину в дирижерский класс буквально ломились желающие, но он отказывал большинству: один был недостаточно развитой музыкант, другой плохо читал партитуру, третий хорошо схватывал ее глазами, но не мог сыграть руками» [3, с. 294]. Петергургом его образовательная деятельность не ограничивалась. В 1918 году он перебрался в Тифлис, где возглавил консерваторию, совмещая эту должность с дирижированием в оперном театре.

После эмиграции во Францию в 1921 году Черепнин поселился в одном из предместий Парижа, где наряду с сочинением музыки (балеты «Вакх» (1922), «Русская волшебная сказка» (1923), «Роман мумии» (1924), оратория «Нисхождение Святой девы в ад» (1934) и др.) стал одним из основателей Русской консерватории в Париже. «Это был приятный особняк на авеню де Токио, – пересказывал свои детские воспоминания Петр Черепнин, — классы по роялю, скрипке, виолончели, духовые интструменты, теория музыки, пение, балет и т. д. И что я хорошо помню – там была очень вкусная еда. Здание мне, ребенку, казалось большим».

 

Основатели и преподаватели Русской консерватории в Париже: Сергей Рахманинов, Александр Гречанинов, Николай и Александр Черепнины, Варвара Страхова, Сергей Лифарь и др. Париж, 1938.

 

Благодаря воспоминаниям внука Черепнина можно представить, какую активную жизнь композитор вел в среде русской эмограции: «Через него я познакомился с Сержем Лифарем, Полем Клоделем, знаменитым французским поэтом … с красавицей Жанин Шарра – известной балериной. Помню Питера Устинова – сына Надежды Леонтьевны Устиновой-Бенуа, дочери брата моего прадедушки» [1].

Со временем Черепнин начал испытывать проблемы со слухом, что вынудило музыканта прекратить концертную деятельность. Однако до конца дней он продолжал оставаться директором основанной им консерватории, а с 1937 года стал президентом Попечительного совета издательства «М.П. Беляев в Лейпциге». По словам Петра Александровича, его дед ходил туда каждую неделю даже во время войны: «Это было замечательное, известное издательство Беляева, еще дореволюционное. В Париже дедушка был его директором <…> Задачей издательства было распространение русской классической музыки по всему миру и издание новых произведений русских композиторов-эмигрантов. Издательство было некоммерческим».

Николая Черепнина не стало в 1945 году, однако созданное им наследие живо до сих пор. Оставив все в Петербурге, композитор продолжал вносить свой вклад в искусство не смотря ни на что: «Дедушке пришлось в жизни трудно, но он был большой оптимист, – вспоминал его внук, — он был очень добрый человек и всегда меня учил: “будь добрее к людям”» [1].

 

Список литературы:

1. Адамович М. Под сенью моей жизни [Электронный ресурс] // Новый Журнал. URL: http://www.runyweb.com/print/articles/61/petr-cherepnin-2008.html (дата обращения: 03.05.2023).

2. Добужинский М.В. Воспоминания. – М.: Наука, 1987. – 480 с.

3. Прокофьев С. Автобиография. – М.: Советский композитор, 1982. – 599 с.

4. Черепнин Н. Воспоминания музыканта. Л.: Музыка, 1976. С. 17–42.

5. Folkman B. Alexander Tcherepnin: A Compendium. – New York: The Tcherepnin Society, 2008. – 444 с.