Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

85 лет со дня рождения композитора Эдуарда Лазарева

19.12.2020

19 декабря 2020 исполняется 85 лет со дня рождения композитора Эдуарда Леонидовича Лазарева. Он родился в Свердловске, получил профессиональное композиторское образование в Москве: в 1959 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции профессора Семёна Семёновича Богатырева. Сразу по  окончании  консерватории Эдуард Лазарев приехал жить и работать в Молдавию и своим творчеством сделал  много полезного для развития молдавской музыки. До сих пор его считают своим, «молдавским композитором русского происхождения». Молдавия наградила его почётным званием Заслуженного деятеля искусств Молдавской ССР (1964), лауреата Государственной премии Молдавской ССР (1966), званием Народного артиста Молдавской ССР (1978). Эдуард Лазарев был аранжировщиком музыки Гимна Молдавской ССР (1980).

Помимо творчества, в 1970-е годы Эдуард Леонидович активно занимался музыкально-общественной деятельностью. В 1970–1972 годы был членом репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры Молдавской ССР. В 1973–1975 годах — членом сценарно-редакционной коллегии Комитета по кинематографии при Совете Министров МССР. В Молдавии Эдуарда Лазарева до сих пор считают одним из самых талантливых молдавских композиторов.

Имя композитора Эдуарда Лазарева для широкого круга любителей музыки (особенно для пользователей Интернета) больше связано с киномузыкой. Музыку к кинофильмам композитор начал писать почти сразу по окончании консерватории, с 1961 года, и продолжал работать в этом жанре в течение более двадцати лет.

Многие его киноработы были выполнены по заказу Одесской киностудии и киностудии «Молдова-фильм». Среди них: «Орлиный остров» (1961), «Путешествие в апрель» (1962), «Сотрудник ЧК» (1963), «Последний месяц осени» (1965) и «Одесские каникулы» (1965), «Дубравка» (1967), «Офицер запаса» (1970), «Дмитрий Кантемир» (1973), «По следу зверя» (1976), «Когда рядом мужчина» (1978), «Июньский рубеж» (1982), «Я готов принять вызов» (1983). Фильмография композитора Эдуарда Лазарева насчитывает более 17 кинокартин.

В 1966 году на Всесоюзном кинофестивале в Киеве композитор был удостоен Второй премии За лучшую музыку к фильму «Последний месяц осени».

Параллельно с работой в кино композитор писал сочинения в жанрах симфонической,  камерно-инструментальной и хоровой музыки. Среди них выделяется целый ряд интересных хоровых сочинений: Кантата-повесть «О рыжем Мотэле» на слова Иосифа Уткина (1958), «Величальная» для хора и оркестра на слова Анатоля Кодру (1977), Кантата для солистов и симфонического оркестра «Живым от имени мертвых на стихи Ильи Сельвинского (1961), «Евангелие от лукавого» и «Евангелие от сатаны» для солистов и оркестра на тексты Ветхого завета и Фёдора Достоевского (1990–1991), Симфониетта для струнного оркестра и детского хора «Про мальчиков и девочек» (1992) и другие.

Но всё же основным направлением творчества для Эдуарда Лазарева были крупные музыкально-сценические жанры: опера и балет.

Им созданы масштабные сочинения в оперном жанре: «Клоп» (1960), «Лениниана» — народно-героические сцены на стихи Владимира Маяковского (1969), «Дракон» (1974), «Аз воздам» — драматическая опера по мотивам романа Михаила Булгакова (2004); и балеты:«Утес» (1957), «Сломанный меч» (1960), «Антоний и Клеопатра» (1964), «Мастер и Маргарита» (1974–1983), [4][5]«Силуэты» — три балета-миниатюры (1999–2000)  и другие.

Опера «Клоп» впервые прозвучала в марте 1963 года на сцене Новосибирского театра оперы и балета. Ещё почти за год до премьеры газета «Советская Молдавия» писала о том, что «двадцатишестилетний молдавский композитор Эдуард Лазарев написал оперу «Клоп». Либретто, сохраняющее язык, стиль и дух произведения составили сам композитор и В. Катанян — драматург и литературовед, изучающий наследие В. Маяковского». Автор балета назвал своё произведение «саркастической оперой». Основная мысль композитора при работе над оперой была не просто иллюстрировать блестящий гротеск Владимира Маяковского, а «переложить его на музыку».

В 1964 году в Молдавском театре оперы и балета был поставлен балет Эдуарда Лазарева «Антоний и Клеопатра». (Отметим, что композитору тогда еще не было и 30 лет!) Музыка балета — драматична, сосредоточенно строга, импульсивна. Балетмейстером выступила его жена, Мария Николаевна Лазарева. Их творческий дуэт создал удивительный спектакль. «В энергичном творческом содружестве сплетены их судьбы», — так говорилось в радиопередаче, посвященной рождению нового балета.

Балет «Антоний и Клеопатра» был представлен на соискание Государственной премии Молдавской ССР.  

В 1968 году балет «Антоний и Клеопатра» поставили в  Ленинграде на сцене Малого Ленинградского театра оперы и балета. Позднее он с успехом демонстрировался на гастролях в Калининграде, в Свердловске (1973), в  Париже (1971) и в Москве (1983). Львовский театр оперы и балета поставил свой вариант этого спектакля в 1972 году.

В творчестве композитора проявилось тяготение к  крупным жанрам, большим темам и героико-драматическому воплощению. Большую  известность получила опера Эдуарда Лазарева «Дракон». Она была поставлена в Молдавском театре оперы и балета в 1975 году. Сам композитор в одном из своих интервью так говорит об идее оперы: «Борьба против фашизма эта тема в искусстве, которая не перестает быть актуальной.  Фашизм зло. И его следует разоблачать, в каком бы обличье он ни проявлялся в гротескном хитоне или чилийской каске. Поэтому я написал «Дракона»». Через год после окончания работы над оперой состоялась её премьера на сцене Молдавского государственного театра оперы и балета. Эта работа композитора явилась результатом его многолетних творческих изысканий и получила хорошие отзывы. «Дракон» оценили как значительное произведение. В нём были сконцентрированы все лучшие черты музыкального языка  композитора — яркая красочность, динамизм, энергичность, театральная броскость.

 Известно, что в творческих планах композитора были и другие задумки балетов — «Идол» «На берегу Волги», «Великий инквизитор» по мотивам Фёдора Достоевского и Михаила Салтыкова-Щедрина.

В последние годы творчества, отвечая стилистическим запросам  времени, в сочинениях Эдуарда Лазарева стала проявляться синтетичность, смешение жанров симфонии, вокально-хоровой музыки, камерно-инструментальной музыки для различных составов. Примером могут служить сочинения ораториально-симфонического жанра: «Симфония-портрет» на слова Михаила Салтыкова-Щедрина и «Симфония сонетов» для баса, фортепиано и ударных на стихи Шарля Бодлера (1981).

В 1982 году композитор провел серию авторских концертов в городах СССР: в Минске, Вильнюсе, Риге, Таллинне, Ленинграде. Сочинения  композитора исполнялись и на Международном фестивале «Московская осень» в 1988 году.

Эдуард Лазарев был талантливым композитором и, по словам современников, «выдающейся человеческой личностью». Он всегда искал крупную драматургию, значительные темы и сюжеты для своих произведений. Его отличал своеобразный композиторский «язык», заостренное внимание к слову, поиски новой формы оперной драматургии.

Последние годы своей жизни композитор провёл в Москве, здесь сохранился его архив: музыкальные рукописи, документы, письма, программы и афиши, фотографии и другие материалы, которые теперь составляют личный фонд композитора Эдуарда Лазарева в Музее музыки. Только благодаря этому сейчас стало возможным увидеть и охватить масштаб творчества талантливого и, возможно, недооцененного по достоинству современниками композитора, безвременно ушедшего от нас в 2008 году в возрасте 73 лет.

О.П. Кузина, заведующая отделом документов и личных архивов Российского национального музея музыки