Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Мравинский. Филармония. Ленинград

02.06.2023

Сегодня исполняется 120-лет со дня рождения Евгения Александровича Мравинского, советского дирижёра, творчество которого составляет одну из вершин русской и мировой музыкальной культуры.

Многие были свидетелями триумфа Евгения Мравинского и до сих пор помнят, какую духовную радость испытывали те, кому удалось попасть на знаменитые концертные сезоны в Ленинградскую государственную  филармонию, воочию услышать совершенное звучание симфонического оркестра, создающего  музыкальную ткань, к которой прикасалась рука Мастера.

Будучи чрезвычайно скромным человеком, Мравинский считал, что если музыкант не в числе считанных гениев, то он должен постоянно развиваться и познавать новое: изучать соседние области науки и искусства, иностранные языки, природу, человеческую душу. Все это используется в работе дирижера и фокусируется в прочтении каждой страницы партитуры.

В фондах Российского национального музея музыки хранятся бесценные  пластинки и звукозаписи исполнения оркестра под управлением Евгения Мравинского сочинений Людвига ван Бетховена, Петра Чайковского, Яна Сибелиуса, Дмитрия Шостаковича – близкого друга дирижёра.   

Евгений Мравинский родился 4 июня 1903 года в Санкт-Петербурге на Средней Подьяческой улице в дворянской семье действительного тайного советника Александра Константиновича Мравинского.

Выбором профессии музыканта Мравинский обязан своей маме Елизавете Николаевне, которая обратила внимание на талант и душевный склад мальчика и с 5 лет приобщила его к игре на рояле. В доме Мравинских часто бывали  родная сестра отца – певица, солистка Мариинского театра Евгения  Мравина, и сводная сестра отца – революционер Александра Коллонтай. В доме часто звучала музыка, тёти  нередко проводили время со своим любимым племянником.

Евгений  очень любил природу и с  юности  увлекался естественными науками – биологией, орнитологией, зоологией, что привело его на факультет естественных наук Петроградского  университета, где он проучился 1 год.   

Во время его работы артистом миманса в Мариинском театре в 1921 году был поставлен балет «Жар птица» Игоря Стравинского. С начала балета до финального апофеоза Евгению Мравинскому в образе фигуры Ночи необходимо было стоять лицом к оркестру и к дирижёру. Евгений следил за руками Эмиля Купера и постепенно увлекся ощущением дирижёрского жеста. В тот момент возникло желание дирижировать самому.

Среди тяжелых испытаний в жизни Мравинского был период начала работы в 1938 году в качестве  дирижёра симфонического оркестра Ленинградской филармонии. Назначение на эту должность последовало после   блистательной победы Мравинского на Первом Всесоюзном конкурсе дирижёров. Возглавив заслуженный коллектив, он впервые стал последовательно реализовывать свою концепцию работы с оркестром, к которой шел во время обучения в ленинградской консерватории у Николая Малько и Александра Гаука, а также во время работы дирижёром в Мариинском театре.

Оркестр филармонии состоял из мэтров отечественной исполнительской школы, некоторые из которых имели  своенравный характер. Никому из предыдущих дирижёров, таких как Валериан Бердяев, Николай Малько, Фриц Штидри, не удавалось проработать с ним длительное время. Евгений Мравинский стал твёрдо и последовательно добиваться идеальной дисциплины и взаимопонимания. Началась настоящая схватка.  Известен случай, когда мешавшая репетиции выходка первого скрипача привела к перелому смычка ногой дирижёра...  Порой приходилось прерывать репетицию – Мравинский уходил, сидел в тишине, сдерживая слёзы, но упорно возвращался и продолжал репетицию. Проявляя железную волю, требовательность в первую очередь к себе, а потом к музыкантам, Евгений Александрович преобразовал  оркестр в единый живой организм, моментально отвечающий на малейший скупой жест своего властелина.  

Мравинский считал самым сложным в работе над музыкальным произведением постижение «атмосферы», в которой оно создавалось, понимание не только нотного текста, а контекста музыкальной мысли.  Другая сложная задача была транслировать своё прочтение исполнительскому коллективу. Для этого было необходимо полное доверие и подчинение. Взамен дирижер дарил  сотворчество в создании музыкального шедевра.

За более чем полувековую работу с коллективом Симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского стал одним из величайших оркестров мира, открывшим слушателям симфонии Дмитрия Шостаковача, сочинения Сергея Прокофьева, Петра Чайковского и других композиторов. Мравинский сумел добиться реализации самой трудной слушательской задачи – «подниматься выше себя», когда зритель обнаруживает способность увлеченно воспринимать сложное классическое произведение.

Предлагаем вам посмотреть подборку лучших фото-позитивов, исторических афиш, автографов, дирижёрскую палочку Мравинского, лежащую на партитуре 11 симфонии Шостаковича с дарственной надписью композитора дирижёру из фондов Российского национального музея музыки.