История майских празднований уходит корнями в древность, когда они были частью обрядовых практик для получения богатого урожая к осени. Вместе с развитием общества эволюционировал и сам праздник.
Значительные перемены произошли в XIX веке, когда 1 мая 1886 года в Чикаго рабочие вышли на митинг, требуя сократить рабочий день с 12 часов до восьми, увеличить заработную плату, а также выделить два выходных в неделю. Так появился День международной солидарности трудящихся в борьбе за свои права.
В России ещё до Октябрьской революции рабочие в первые дни месяца устраивали собрания – маёвки. Однако открыто День труда впервые отметили 1 мая 1917 года, а в 1918 году первый день последнего весеннего месяца стал официальным праздником и выходным. В советское время на протяжении нескольких десятилетий в праздничных шествиях по всей стране ежегодно участвовали миллионы граждан.
Праздник Первомая ярко прозвучал в мелодиях нашей страны. Настоящим его символом является песня «Москва майская» братьев-композиторов Дмитрия и Даниила Покрассов, которую помнят участники праздничных демонстраций по всей стране. Изначально она была написана в 1937 году к 20-й годовщине установления советской власти и называлась «Москва». Позже текст и название песни поменялись. После смерти Сталина исчез куплет с упоминанием о его имени, и называться она стала «Москва майская».
Едва прозвучав в первой записи, эта песня стала невероятно популярной. Позднее она служила неотъемлемым атрибутом празднования 1 мая в СССР, регулярно звучала по радио и считалась визитной карточкой столицы и страны в целом.
В собрании Музея музыки хранятся авторская рукопись песни «Москва» Дмитрия и Даниила Покрассов и ранняя грампластинка с записью 1937 года.
Еще одной знаковой мелодией Первомая является Симфония № 3 ми-бемоль мажор Дмитрия Шостаковича, названная «Первомайской». Композитор был настоящим патриотом своей страны и посвятил ей немало произведений: Симфония № 2 («Октябрю»), Симфония № 7 («Ленинградская»), Симфония № 11 («1905 год»), Симфония № 12 («1917 год»).
В Музее музыки находятся не только записи звучания «Первомайской симфонии», но и сама музыкальная рукопись Д. Шостаковича. В собственной аннотации молодой композитор сообщил, что приступил к ней летом 1929 года, после того как завершил работу над музыкой для немого фильма «Новый Вавилон». Симфония № 3 была задумана как продолжение предыдущей симфонии «Октябрю» и также была посвящена революционному «красному календарю». Однако, если посвящение «Октябрю» отображает революционную борьбу, то «Первомайская симфония» – мирное строительство. Их объединяет не только общая идея создания симфонизма из революционного ораторства, но и новаторская форма. Композитор отказался от традиционной сонатной формы и включил в состав исполнителей хор. Шостакович подчёркивал, что симфония не воплощает какой-либо сюжет, а лишь передаёт общий характер и смысл пролетарского праздника.
Завершив работу над симфонией осенью того же 1929 года, композитор написал письмо Соллертинскому, в котором выразил желание, чтобы премьера прошла под управлением Александра Гаука. Это пожелание было выполнено. Премьера состоялась в Ленинграде 6 ноября 1931 года.
Помимо музыкальных произведений Праздник Весны и Труда не представляется без почтовых открыток, которыми вплоть до XXI века было принято обмениваться с друзьями и родными из других городов. В композициях часто встречаются флаги и цветы, праздничные демонстрации и здание Кремля. В собрании Музея музыки богатая коллекция первомайских открыток, например поздравление от 1972 года Дмитрия и Ирины Шостаковичей Сергею Баласаняну.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).