Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Музей музыки в День матери делится историями о мамах выдающихся композиторов

24.11.2024

Мама – это слово согревает теплом и добротой. Главная забота, защита и опора, первый учитель, друг и наставник – всё это о маме. Человек, который беззаветно любит, готов понять, помочь и простить, воспитывает и развивает прекрасное. В День матери расскажем о мамах выдающихся отечественных музыкантов П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, А.Б. Гольденвейзера, Н.С. Голованова. 

Мать Петра Ильича Чайковского, Александра Андреевна, родилась в Петербурге. После смерти матери девочку определили в Училище женских сирот, где она получила блестящее образование. Мама Чайковского знала иностранные языки, много читала, была музыкальна, играла на рояле и пела. В браке с инженером Ильёй Петровичем Чайковским Александра Андреевна родила семерых детей. Будущий композитор был вторым ребенком в семье. Когда Пете было три года, мать впервые усадила его за рояль. Через год мальчик уже сочинил первую пьесу, а в 14 – первый вальс. Мама Чайковского рано ушла из жизни – в 42 года она умерла от холеры. Трепетное отношение к матери композитор пронёс через всю жизнь и не мог слушать без слёз алябьевского «Соловья» – настолько сильно мелодия романса напоминала пение горячо любимой матушки.

«Я, несмотря на победоносную силу моих убеждений, никогда не помирюсь с мыслью, что моя мать, которую я так любил и которая была таким прекрасным человеком, исчезла навсегда и что уж никогда мне не придётся сказать ей, что и после двадцати трёх лет разлуки я всё так же люблю её...» – писал Пётр Ильич в одном из писем. 

Мама Сергея Сергеевича Прокофьева, Мария Григорьевна, происходила из крестьян Тульской губернии. Несмотря на бедность, ей удалось окончить московскую гимназию с золотой медалью. Сергей Прокофьев был её единственным сыном. Ожидая появления на свет малыша, Мария Григорьевна подолгу играла на рояле. «Будущий человечишка формировался под музыку», – шутил композитор. Репертуар пианистки был серьёзным: Бетховен, Шопен, Лист, Чайковский и Рубинштейн.

Четырёх лет Серёжа уже сам подбирал пьески. В пять сочинил первое произведение – «Индийский галоп». Мария Григорьевна помогла записать ноты. А через год Прокофьев уже самостоятельно записал «Вальс», «Марш» и «Рондо». 

Александр Борисович Гольденвейзер родился в Кишинёве в семье дочери судейского чиновника из обедневших дворян и присяжного поверенного из еврейской семьи коммерсантов и адвокатов. Саша был младшим из пятерых детей в семье Гольденвейзеров.

Мама пианиста, композитора, педагога Варвара Петровна получила образование в Москве и была страстной пианисткой-любительницей. «В её репертуаре… отсутствовали пьесы дешёвого или чисто виртуозного характера, а играла она исключительно лучшие произведения мировой классической литературы, –вспоминал Александр Борисович.– Играла моя мать большей частью по ночам, оставаясь одна дома. Под звуки её музыки я засыпал и часто просыпался ночью… Моими первыми музыкальными впечатлениями я обязан ей…»

Пяти лет мальчик уже сидел за роялем – старшие брат и сестра показали ему ноты, а мать, поощряя увлечение сына, водила его в кишинёвский сад слушать оркестр, а позже, в Москве – на концерты, где он впервые услышал «Лунную сонату» Бетховена в исполнении Антона Рубинштейна и был потрясён. 

Родители Николая Семёновича Голованова – Елизавета Тимофеевна и Семён Яковлевич –приехали в Москву из деревни Симбирской губернии. Отец трудился портным, мать – подёнщицей. В семье было двое детей – Николай и Ольга. Елизавета Тимофеевна не знала грамоты, но хорошо пела. Всю жизнь она прожила вместе с детьми, окружая их заботой. В архиве музыканта сохранились десятки писем, адресованных маме и любимой сестре.

Николай Семёнович вспоминал: «Из детских впечатлений, связанных с музыкой, кроме колыбельного баюканья милой мамы и неизбежной шарманки на улицах Москвы, помню, как поразил моё воображение волшебно-величественный колокольный звон московских «сорока сороков» и оркестр Александровского военного училища, тогда лучший в Москве, обычно выступавший летом на открытой раковине Тверского бульвара; недалеко проживала моя семья, и бабушка часто водила меня «на музыку». Дирижировал энергичный, суровый, властный старик-немец, похожий на адмирала Нахимова, с орлиным профилем, я же, пятилетний ребёнок, старался всячески ему подражать». 

Узнать больше о Петре Чайковском и Сергее Прокофьеве, Александре Гольденвейзере и Николае Голованове можно, посетив филиалы Российского национального музея музыки.