Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Музыка, идущая от сердца. К 100-летию со дня рождения А.Я. Эшпая (1925–2015)

15.05.2025

15 мая 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения одного из самых ярких советских и российских композиторов Андрея Яковлевича Эшпая. Трудно представить его пожилым, умудрённым годами человеком, несмотря на то, что прожил он долгую, творчески насыщенную жизнь. В сознании людей, знавших его, Эшпай остаётся человеком стремительным, талантливым, с мгновенной и точной реакцией на окружающее. Его искусство всегда излучало свет, жизнеутверждение, оно пленяло свежестью красок и в то же время строгой элегантностью стиля, красочностью и художественным темпераментом.

Наверное, Эшпай родился под счастливой звездой, которая вела его по жизни, потому что он достиг той вершины творческого и слушательского признания, к которой стремился. Всё в его жизни – цепь счастливых случайностей: педагоги школы и музыкального училища, лучшие профессора в консерватории, институт военных переводчиков, творческий взлёт в конце 1950-х, необыкновенный талант и слава, которой он достиг, став одним из ведущих композиторов России.

Андрей Яковлевич Эшпай родился в небольшом приволжском городке Козьмодемьянске. Его отец Яков Андреевич Эшпай – композитор, фольклорист, создатель первых марийских инструментальных пьес, большого числа вокальных и хоровых произведений, мать Валентина Константиновна Тогаева – преподаватель русского языка и литературы. Андрею было три года, когда семья переехала в Москву, где отец учился в аспирантуре Московской консерватории, а мать – в педагогическом институте. Первым человеком, открывшим Андрею мир музыки, была Валерия Владимировна Листова, преподаватель Детской музыкальной школы имени Гнесиных, «человек поразительных знаний, необыкновенной широты взглядов, подлинного учительского дара».

Когда началась война, Андрею исполнилось 16 лет. Вместе с родителями он уехал из Москвы к родственникам Тогаевым в чувашский городок Мариинский Посад. Там окончил среднюю школу, мечтал о лётном училище, рвался на фронт: его старший брат Валентин ушёл на фронт и погиб под Ленинградом в августе 1941 года. Тогда ему помогло музыкальное образование. «Я много выступал в госпиталях, – вспоминал композитор, – аккомпанировал певцам и, глядя на раненых, видел, как они рады нам, как моя музыка нужна им».

В 1943-м Эшпай поступил в Чкаловское пулемётное училище, выпускники которого сразу отправлялись на фронт. Во время визита представителей Ставропольского военного института иностранных языков он был отобран в числе пяти курсантов, так как хорошо владел немецким языком. В 1944 году 19-летний Эшпай получил диплом военного переводчика и был направлен на 1-й Белорусский фронт во взвод разведки. Он воевал в Польше и Германии, участвовал в боях за Варшаву и Берлин, где сражения были особо жестокими. Войну Андрей Эшпай закончил в Берлине. За боевые заслуги он был удостоен правительственных наград: ордена Красной Звезды, медалей «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и других.

Война удивительным образом повлияла, по словам Н.Я. Мясковского, на «прояснение» музыкальных мыслей Эшпая. Именно суровые испытания военных лет привели его к осознанию своего призвания. После демобилизации в 1945 году он поступил в Музыкальное училище при Московской консерватории в класс фортепиано Р.Ю. Чернова и занимался композицией у Е.И. Месснера, а по окончании, в 1948-м, – поступил в Московскую консерваторию сразу на два факультета: фортепиано и композиции. «На нашем курсе, – вспоминала его сокурсница по консерватории, композитор Александра Пахмутова, – было много композиторов и много ярких индивидуальностей. Поэтому учиться было интересно. С уважением смотрели на наших фронтовиков – Андрея Эшпая, Стасика Стемпневского, Мишу Ройтерштейна. В первое время, насколько я помню, они носили шинели. Мы были скромны и очень много работали. Андрей с самого начала шёл одним из первых: уже тогда было ясно, что появился яркий самобытный талант».

Эшпай окончил консерваторию также по двум специальностям: фортепиано – в классе В.В. Софроницкого и композиции – в классе Н.П. Ракова, затем Н.Я. Мясковского и после его смерти – Е.К. Голубева; аспирантуру – у А. Хачатуряна. С глубоким уважением Андрей Эшпай вспоминал о выдающемся педагоге Ракове: «Николай Петрович Раков – друг моего отца, композитор, создавший одно из лучших сочинений на марийскую тематику – «Марийскую сюиту». Классичность и правильный подход к фольклору – вот что отличает это сочинение, знакомое мне с детства… Николай Петрович – композитор высокопрофессиональный. Он великолепно знает оркестр, имеет безукоризненный вкус и такт. Я занимался под его руководством сочинением, оркестровкой и обязан ему очень многим». Не меньше ценил он Мясковского: «У него был настоящий и редкостный дар учителя… Он не давал своим ученикам модели, схемы готовых решений, а сопоставлял разные методы, «подталкивал» воображение, заставлял искать своё собственное выражение мысли».

В студенческие годы Эшпай участвовал в фольклорных экспедициях по Поволжью. Для него очень важным было живое погружение в народную музыку. Ещё в студенческие годы в своих первых сочинениях он развивал фольклорную линию, продолжая основную тему творчества отца. Его первые опубликованные сочинения – небольшие вокальные и инструментальные циклы: Сюита для кларнета и фортепиано («Три марийские мелодии») и «Три марийские песни» для голоса и фортепиано. Сюита впервые прозвучала в консерватории на одном из заседаний Научного студенческого общества, которые были важной составляющей студенческой жизни. На этих творческих собраниях студенты показывали вновь сочинённые произведения, педагоги знакомились с идеями учеников, проходили обсуждения.

К началу 1950-х Андрей Эшпай был уже известен слушателям. По своему профессиональному уровню он выделялся среди молодых московских композиторов. Тем не менее он решил продолжать совершенствовать своё мастерство, поступив в аспирантуру в класс Арама Хачатуряна. «Я шёл к человеку, чью музыку знал и любил, – вспоминал Эшпай. – Громадное впечатление произвели на меня его Скрипичный концерт, балет «Гаянэ», Концерт для фортепиано с оркестром я играл с увлечением. И в педагогике Арама Ильича я всегда чувствовал… позицию большого и своеобразного художника, понимающего индивидуальность другого. У него было абсолютное ощущение музыки, формы. Каждый разговор с ним всегда был подлинно творческим и касался главного в искусстве, отчего становился лёгким и свободным».

Арам Хачатурян высоко оценивал творчество молодого композитора, выделяя его среди своих учеников, видя в нём яркого, талантливого музыканта: «Марийская интонация яркой нитью проходит во всём творчестве Эшпая… Вот такое любовное и бережное… хозяйское отношение к народной песне свойственно Эшпаю. Народные мелодии для него лишь повод, чтобы разбудить его богатую творческую фантазию».

Молодой композитор многому научился у своих талантливых педагогов, а они, не подавляя его творческую личность, развили его музыкальную индивидуальность.

Уже с начала 1950-х композитор пишет крупные сочинения для оркестра. Его «Симфонические танцы на марийские темы» (1951) впервые прозвучали на одном из концертов V пленума Правления Союза композиторов СССР. Факт публичного исполнения сочинения студента 4-го курса консерватории свидетельствовал о признании таланта автора. А «Венгерские напевы» для скрипки с оркестром (1952) стали популярны сразу после исполнения на IV Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Бухаресте (1953) и на V Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Варшаве (1955), где Эшпай был удостоен первой премии на конкурсе молодых композиторов.

Эшпай, всегда оставаясь верным своему стилю и мироощущению, постоянно стремился расширить диапазон жанров и направлений. В песнях и симфониях, в балетах и опереттах, в камерной и в киномузыке голос композитора всегда узнаваем.

Масштаб творческого наследия композитора Андрея Эшпая огромен. Достаточно назвать девять симфоний (1959–2001), балеты «Ангара» (1976), «Круг» (1979–1980), оперетты «Нет меня счастливее» («Седьмое небо», 1968–1972), «Любить воспрещается» («Свадьба по жребию», 1973), сочинения для оркестра, в том числе два концерта (1967, 2002), инструментальные концерты для различных инструментов, камерные сочинения, свыше 100 песен и романсов.

В 1958 году композитор написал песню «Москвичи» – специально для Марка Бернеса. Всем известны ее слова: «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой…» Песня неслучайно получилась проникновенная. В ней композитор отдавал дань памяти своим фронтовым товарищам. «Странное совпадение, – вспоминал композитор, – всё, о чем говорилось в прекрасных стихах Е. Винокурова, происходило в моей жизни: фронт, бои на берегах Вислы, гибель брата. И жили мы на Бронной – только не на Малой, а на Большой».

К сочинению музыки в любом из жанров, даже в «лёгком», композитор всегда подходил серьёзно и ответственно. Вот как он характеризует песню: «Песня – очень сложный жанр. Известно, что лаконично выразить свою мысль всегда труднее, чем пространно. Это относится и к песне. Песня – три минуты, за которые ты либо успел сказать что-то важное, либо ничего не сказал… Главное в песне… только ей присущая интонация».

Многие известные песни Эшпая появились благодаря его работе в кино: «А снег идет» на слова Е. Евтушенко из кинофильма «Карьера Димы Горина» (1961), «Песня о дружбе» («Ребята настоящие») на слова В. Карпеко из кинофильма «Исправленному верить» (1959), «Улицы ждут пустые» на слова. Л. Дербенёва из кинофильма «Первый троллейбус» (1963), «Песня о тишине» на слова Л. Дербенёва из кинофильма «Майор «Вихрь» (1967). Композитор написал музыку более чем к 60 кинофильмам, самые известные из них – «Адъютант его превосходительства» (1969), «Тень» (1971), «Директор» (1969), «Дети Ванюшина» (1973), «Трактир на Пятницкой» (1977).

В коллекции Российского национального музея музыки есть личный фонд Андрея Яковлевича Эшпая. Он невелик, но содержит ряд музыкальных рукописей сочинений разных жанров, нотные издания, а также фотографии, рассказывающие о встречах композитора с коллегами на пленумах и съездах композиторов и на концертах со слушателями, об участии в творческих мероприятиях.

Эшпай активно участвовал в общественной жизни Союза композиторов – в разные годы он был первым секретарем Союза композиторов РСФСР, секретарем Союза композиторов СССР, президентом Российского авторского общества, народным депутатом от творческих союзов, занимал многие другие должности. Его сочинения постоянно звучали на музыкальных форумах и фестивалях. Он неоднократно был председателем жюри международных и всероссийских конкурсов, в том числе Международного конкурса им. П.И. Чайковского и Открытого конкурса композиторов имени А.П. Петрова.

Андрею Эшпаю всегда «везло» на хороших людей: его учителями были лучшие профессора, интерпретаторами его музыки – лучшие дирижёры: Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Константин Иванов, Геннадий Проваторов – и выдающиеся исполнители: Виктор Третьяков, Татьяна Николаева, Владимир Крайнев, Николай Петров.

Дирижёр Константин Иванов как-то сказал о музыке Эшпая, что она «не похожа ни на какую другую ни по языку, ни по манере письма, но… в то же время доходчива, хорошо воспринимается любой аудиторией». И это действительно так. Его искусство, выросшее на национальных корнях марийского фольклора и впитавшее всё лучшее из многообразия современной музыки, всегда правдиво, искренно, а значит, близко и понятно всем.

О.П. Кузина

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.